Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО – обязательное условие, невыполнение которого станет барьером для обращения в суд за защитой своих прав. Поводом для подачи претензии может быть любой спор при несогласии страхователя с позицией или решением страховой компанией.
В большинстве случаев выдвигаются требования о выплате страховки, если в этом отказано, заявленная сумма снижена или страховщик затягивает с выплатой. Но предметом претензии могут быть и другие обстоятельства, которые не удалось урегулировать в обычном порядке.
Как готовить претензию
Как правило, письменная досудебная претензия в страховую по ОСАГО готовится в ответ на определенное решение, действие или бездействие страховщика, с которым страхователь не согласен. Например, в ответ на отказ в выплате или на занижение суммы выплаты. Либо в ответ на бездействие страховой компании, выразившееся, скажем, в виде просрочки с выплатой или задержки с проведением оценки и т.п. В любом случае при подготовке претензии нужно отталкиваться от того, с чем именно вы не согласны.
Подготовку требования можно разбить на 2 этапа: формирование позиции, аргументов, доказательств и составление документа.
На первом этапе необходимо:
- Четко определить, с чем именно вы не согласны, почему, есть ли в этом нарушение закона и (или) условий договора.
- Сделать выборку статей законов, пунктов договора, правил страхования (актуальную законодательную базу можно найти на официальном сайте РСА), которые касаются вашего случая.
- Подготовить правовую позицию – определить, в чем выражается нарушение закона (договора), в чем заключаются ваши требования, чем подтверждается их обоснованность, какие у вас есть доказательства своей правоты.
- Подготовить расчет денежных требований.
- Собрать вместе все документы, которые необходимо будет приложить к претензии.
Если подготовительная работа проведена основательно, составить претензию нетрудно. Нужно лишь на бумаге изложить свою правовую позицию и подкрепить ее ссылками на законы, правила, условия договора, а также четко сформулировать и обосновать свои требования.
Претензия может быть составлена в свободной форме. Но перед тем как писать или печать ее «с нуля», проверьте, нет ли у вашей страховой компании установленной формы претензии и порядка ее направления. Это очень упростит задачу.
Такие претензии, как правило, и рассматриваются значительно быстрее. В крайнем случае, можно использовать образец (пример) претензии, которая по содержанию подходит к вашей ситуации.
Что должно быть в претензии:
- Наименование, адрес страховой компании и данные страхователя (ФИО, адрес, контакты).
- Информация о транспортном средстве и его владельце.
- Данные о страховом полисе и договоре страхования.
- Сведения о страховом случае.
- Описание обстоятельств, которые стали причиной подготовки претензии – с чем вы не согласны и почему, в чем, как вы считаете, заключается нарушение ваших прав и интересов.
- Ссылки на законы, правила, условия договора, которые, по вашему мнению, были нарушены страховой компанией.
- Другие сведения, имеющие отношение к спорной ситуации. Например, данные об оценке, экспертизе, описание сделанного вами расчета и т.п.
- Ваши требования к страховой компании.
- Перечень документов, прикладываемых к претензии.
- Дата и подпись.
Содержание приложений к претензии зависит от причин обращения и обстоятельств произошедшего. Нужно обязательно приложить (в копиях) паспорт заявителя, документы на транспортное средство, документы, подтверждающие страховой случай и его обстоятельства, договор (полис) и платежные документы об оплате страховки, а также заключение оценщика (эксперта) и другие доказательства, которые подтверждают вашу позицию и ваши требования.
Важные рекомендации
Если с подготовкой и составлением претензии, сбором документов возникают сложности – привлекайте автоюриста или страхового юриста (адвоката). Главное – чтобы специалист был компетентен. Если высока вероятность, что претензия – только формальность, то есть страховая компания выполнять требования не будет, нужно заранее подумать о подготовке к обращению в суд. А в этом случае без хорошего юриста или адвоката добиться желаемого будет очень трудно.
Для повышения эффективности претензии в ряде случаев до ее подачи или одновременно с этим подаются жалобы на страховую компанию. Они могут сработать, если страховщик нарушил закон. Речь может идти как о защите прав потребителей страховых услуг, так и об обжаловании нарушений в деятельности страховой компании. В зависимости от ситуации жалобу можно направить в Центробанк (он надзирает за всеми страховщиками), Российский Союз Автостраховщиков (РСА), Роспотребнадзор, ФАС (антимонопольщики) или в прокуратуру. Одно из преимуществ жалоб – результаты проведенной проверки можно положить в основу претензии или, если потребуется, в основу исковых требований при обращении за защитой своих прав в судебном порядке.