Защита прав потребителей / Дистанционная торговля в 2022 году: что нужно знать потребителю

Дистанционная торговля в 2022 году: что нужно знать потребителю

Дистанционная торговля в 2022 году: что нужно знать потребителю

Приобретая товары в интернет-магазинах, граждане России часто сталкиваются с недобросовестностью. Проблема была решена на законодательном уровне. Парламентарии разработали целую систему правового регулирования, направленную на защиту потребителей.

Юридическая основа

Отношения между покупателем и продавцом в мировой сети регламентируются нормами Гражданского кодекса России и закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. Кроме того, участники дистанционной торговли обязаны соблюдать правила, утвержденные правительственным постановлением № 2463 от 31.12.2020 г. При этом под действие документов попадают все виды удаленных продаж. Так, реализация может осуществляться посредством:

  • вебсайтов;
  • буклетов, каталогов, проспектов или иной печатной продукции;
  • телевидения, радиосвязи;
  • стендов с образцами.

Дистанционный способ торговли характеризуется полным отсутствием классического магазина. Использовать этот метод нельзя в целях продажи табачных изделий, алкоголя, кальянов, отдельных лекарственных препаратов. Ряд товаров реализуется удаленно с учетом специальных регламентов. Ярким примером является фармацевтическая продукция (Постановление Правительства России № 697 от 16.05.2020 г.)

Соблюдать установленные правила при осуществлении деятельности в русскоязычном пространстве обязаны не только отечественные, но и иностранные участники. К такому выводу пришел Верховный суд России в постановлении № 24 от 09.07.2019 г.

Как заключается договор

Соглашение о продаже товаров в дистанционном формате признается публичным. Оформить заказ вправе любое дееспособное лицо. До заключения сделки продавец должен раскрыть информацию следующего характера:

  • потребительские свойства изделия;
  • наименование, местонахождение фирмы, предпринимателя, самозанятого гражданина;
  • сведения об изготовителе и расположении производства;
  • стоимость, правила оплаты и условия приобретения;
  • порядок и срок доставки;
  • период эксплуатации, годности, гарантии;
  • конечная дата предложения.

Российские компании обязаны публиковать свои регистрационные данные, номера контактных телефонов, e-mail.

Если товары предлагают к продаже на специальных площадках, ответственность за доведение информации до потребителя лежит на агрегаторе. Такой участник торговли сообщает потенциальным покупателям не только сведения о продавце, но и о себе. В свободном доступе пользователей сайта должна располагаться оферта.

Пунктом 21 правил, утвержденных правительственным постановлением № 2463, предусмотрено размещение на сайте сведений о предъявлении претензий. Продавец или агрегатор знакомит посетителей интернет-площадки с порядком обращения, предлагает формы документов, указывает сроки их рассмотрения.

Моментом подписания договора признается выдача чека. Если офертой предусматривается оплата в момент получения, сделка считается заключенной в день оформления заказа (ст. 1.2 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, письмо Минфина России № 30-01-15/54926). В подтверждение соглашения продавец высылает покупателю идентификатор.

Порядок доставки

Основанием передачи товара является предъявление идентификатора (код, номер). Одновременно потребителю должны предоставить сведения о продукции в письменном виде, технические паспорта и принадлежности (ст. 456 Гражданского кодекса России). Если потребитель уклонился от получения заказа, повторная доставка осуществляется на условиях продавца. Порядок прописывают в договоре.

За просрочку по вине магазина покупатель вправе потребовать компенсацию. Ее размер определяется из расчета 0,5% за каждый день. Однако сумма не может превышать сумму предварительного взноса.

Неисполнение обязательств по доставке становится основанием для расторжения соглашения и возврата перечисленных средств. Требование направляется продавцу или владельцу агрегатора.

Можно ли вернуть товар

Отказаться от покупки потребитель вправе в двух случаях. Качественные изделия, которые не подошли по фасону, цвету, размеру, разрешено возвращать в течение 7 дней с момента получения заказа. Если продавец не приложил к продукции письменную информацию, период увеличивается до 3 месяцев. При этом факт оплаты не имеет юридического значения (определение Московского городского суда по спору № 33-42271/2015). Потребителю возвращаются денежные средства за вычетом расходов на транспортировку. Правило не применяется в отношении товаров, включенных в перечень постановлением Правительства России № 2463 от 31.12.2020 г.

Изделия ненадлежащего качества можно вернуть в соответствии со ст. 18 закона № 2300-1. Потребителю необходимо составить претензию, указать недостатки и выдвинуть одно из следующих требований:

  • бесплатное устранение дефекта;
  • уменьшение стоимости;
  • замена товара на аналогичный или иной с перерасчетом цены;
  • расторжение сделки и возврат денег.

Выбор способа защиты остается за покупателем. Продавец не вправе диктовать условия. Более того, потребитель может настаивать на возмещении причиненного ущерба. Уклонение от выполнения требований грозит недобросовестному коммерсанту серьезными последствиями. Если гражданин обратится в суд и докажет факт продажи некачественного товара, с ответчика взыщут не только компенсацию убытков, но также возмещение морального вреда и потребительский штраф.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Александровна
Юрист. В 2013 году окончила Московский институт государственного управления и права по специальности «Юриспруденция».
  • Публикаций: 173
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас