ИП, ООО и Бизнес / Как бесплатно проверить контрагента: 15 ключевых источников

Как бесплатно проверить контрагента

Перед подписанием соглашения с контрагентом, необходимо тщательно его проверить на предмет ведения практической деятельности. Проще всего ознакомиться с данными в открытых источниках, которые доступны всем пользователям сети. Второй шаг – запрос документации у контрагентов с целью проверки подлинности указанной информации. Благодаря этим шагам удастся установить возможные риски, связанные с сотрудничеством с новым контрагентом. Если такие риски есть, но руководитель все равно решает начать сотрудничество с контрагентом, то к процедуре привлекаются юристы, которые подскажут, как снизить риск.

15 источников, по которым нужно проверить контрагента

Для успешного сотрудничества необходимо проанализировать несколько направлений деятельности контрагента. А именно:

  • общая информация о времени регистрации и направлениях работы компании;
  • уточнение данных о предмете сделки;
  • финансовое положение;
  • анализ личностей руководства организации.

Таблица «Способы проверки компании»

Способы проверки

Особенности

Уточнение общей информации о контрагенте и предмете соглашения

Интересующей информацией располагает база данных Единого государственного реестра юридических лиц, а также ЕГР индивидуальных предпринимателей. Также дополнительно можно ознакомиться с участием контрагента в судебных процессах. Это позволит подтвердить чистоту сделок и честность компании при осуществлении практической деятельности.

Сотрудничество компании с регистраторами

Во время осуществления своей деятельности контрагент обязан проходить регистрацию фирмы, а также подавать регулярные отчетности о результатах работы. Так, уточнить можно следующую информацию:

  • факты государственной регистрации изменений (в том числе, реорганизация, ликвидация, присоединение, массовое сокращение);
  • ознакомление с общими отчетами работы;
  • уточнение адресов массовой регистрации компании.

Финансовое положение фирмы

Свидетельствовать о денежном состоянии контрагента будут следующие документы:

  1. отчеты бухгалтерии;
  2. результаты рассмотрения судебных исков и наличие таковых;
  3. наличие налоговых задолженностей;
  4. открытие судебными приставами исполнительных производств;
  5. внесение сведений о контрагенте в реестр недобросовестных компаний;
  6. наличие в базе данных информации о признании банкротом.

Данные о руководителе фирмы

Об успешности работы компании говорит количественный и качественный состав участников и руководителей организации. Так, предстоит обратить внимание на следующие аспекты:

  • количество  руководителей;
  • данные о том, были ли исключены директора из руководящего состава;
  • наличие номинальных директоров.

Не лишним будет ознакомиться с паспортом директора.

Преимущество заключается в том, что уточнение необходимой информации доступно абсолютно бесплатно. Недостаток в том, что придется собирать сведения из различных источников, поскольку нет единого ресурса, где можно было бы уточнить полный объем интересующих данных. Альтернативное решение – использование платных услуг.

Данных из открытого доступа не хватит для предотвращения всех рисков. Поэтому, если мысль о сотрудничестве серьезная, лучше воспользоваться дополнительными сервисами.

Кроме ознакомления с сетевой информацией, необходимо уточнить ведение практической деятельности. Это можно сделать путем посещения офиса компании, а также при личном общении с руководителем организации.

Прозрачный бизнес

С целью защиты интересов участников коммерческих правоотношений Федеральная налоговая служба ввела в действие новый ресурс, именуемый «Прозрачный бизнес». Сервис начала действовать с 01.08.2018 года и, дает возможность посетителям уточнить о контрагенте следующие сведения:

  1. наличие налоговых долгов, штрафов, пеней и других финансовых обязательств;
  2. совершение налоговых проступков, а также меры ответственности, которые применялись к контрагенту;
  3. применение специальных налоговых режимов;
  4. число служащих, которые были устроены в компании, а также текучка кадров;
  5. ознакомление с бухгалтерскими отчетами (расходы и доходы);
  6. сумма налогов, которые были внесены в пользу государства на протяжении прошедшего календарного года.

Срок хранения информации на сайте составляет три календарных года. Обновление происходит ежемесячно или ежегодно, в зависимости от характера отношений.

Крайне редко удается пройти проверку без каких-либо замечаний к контрагенту. Поэтому при осуществлении проверки обязательно должен присутствовать юрист, который подскажет, как минимизировать риски. На этой стадии оформляется чек лист с уточнением всех разделов информации, которые необходимо уточнить. При возникновении каких-либо споров с контрагентами чек лист позволит подтвердить, что участники правоотношений предприняли максимум мер для уклонения от рисков.

Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Для уточнения необходимой информации пользователь обязан перейти на сайт Федеральной налоговой службы. Для этого необходимо предварительно зарегистрироваться на портале и перейти в раздел «риски бизнеса». Здесь можно уточнить адрес расположения компании, данные об участниках и руководителях, а также сведения о проводимой реорганизации.

Такие данные подлежат обязательному обновлению ежедневно.

Недостаток сервиса заключается в том, что программа не дает сведений о банкротстве компаний, а также не содержит информацию об истории вносимых изменений.

Бухгалтерская отчетность

Большинство финансовых документов относятся к категории секретных коммерческих данных, поэтому их разглашение недоступно. Но часть информации можно найти на сайте Российской статистики. Система позволяет уточнить следующие данные:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчеты о финансовых результатах;
  • анализ движения денежных средств;
  • целевое использование капитала;
  • изменение бюджета.

Для получения необходимой информации должны быть представлены следующие категории данных:

  1. интересующий отчетный год;
  2. ИНН организации;
  3. вид ответа (электронный документ).

Система располагает информацией не обо всех компаниях и только в отношении отчетов, собранных после начала 2012 года.

Участие в судебных процессах

Судебная практика находится в общем доступе. Ознакомиться с делами можно через:

  • ГАС РФ «Правосудие»;
  • Картотека арбитражных судов.

Ресурсы содержат сведения о коммерческих спорах и результатах их решения. Не обязательно участие контрагента свидетельствует о нарушении со стороны компании. Здесь же можно уточнить данные о долговых обязательствах, а также сведения о признании организации банкротом.

Поиск может осуществляться через номер ИНН. Но, к сожалению, база располагает не всеми коммерческими спорами.

Также необходимо принимать во внимание тот факт, что сведения о результатах рассмотрения судебных споров, вносятся в электронную базу данных только по завершении семи дней с момента вступления вердикта в юридическую силу.

Исполнительные производства

Ведением исполнительных производств занимается Федеральная служба судебных приставов и в этом случае речь идет о погашении различного рода долгов и обязательств. Хорошо то, что ФССП располагает универсальной базой данных и дает возможность уточнить, есть ли интересующее юридическое лицо в списке должников.

Ресурс располагает актуальными данными, поскольку информация вносится ежедневно. И еще одно преимущество – для поиска сведений достаточно знать наименование юрлица.

Алгоритм запроса информации:

  1. переход на официальный сайт ФССП;
  2. выбор раздела «проверка задолженности»;
  3. клик на меню «все регионы» (нужно искать по всей территории России, поскольку нет гарантии, что ранее контрагент не работал в другой области);
  4. заполнение обязательных полей о юридическом лице (наименование и адрес расположения);
  5. подтверждение запроса.

Если контрагент в полной мере оплатил задолженность, то данные о нем удаляются из реестра на протяжении месяца, то есть нет возможности получить более раннюю информацию.

Массовые руководители и учредители

Отдельный блок информации, который предоставляет ФНС – сведения о массовости директора. Это значит, что в базу данных вносятся лица, которые одновременно руководят десятью и более компаниями по всей территории России. Это может свидетельствовать о подложных фирмах, а также о некачественном исполнении директором своих функций. Для уточнения желаемых данных достаточно знать ФИО директора и его ИНН.

В списке будут только те начальники, которые управляют минимум десятью организациями. Если их девять, то сведений в базе не будет.

Массовые адреса

Массовая регистрация, то есть по одному адресу зарегистрировано несколько компаний. В таком случае есть риск, что фирма уже полностью прекратила свою работу. Сайт Федеральной налоговой службы дает возможность проверить конкретный адрес на массовую прописку.

Регулярное обновление данных – каждую неделю.

Паспорт руководителя

Речь идет о персональном гражданском паспорте директора. При знакомстве с компанией и ее управлением, потенциальный заказчик может запросить паспорт с целью проверки его подлинности. Для этого существует отдельный ресурс, который позволяет выполнить проверку таких данных:

  • действительность паспорта;
  • принадлежность документа;
  • причины недействительности;
  • сроки действия.

Для получения данных достаточно ввести серию и номер гражданского паспорта в строку поиска.

Заявления на госрегистрацию

Государственные регистраторы располагают информацией, связанной с реорганизацией предприятий, а также со сменой руководителя. Наличие таких данных позволяет избежать рисков, связанных с неожиданным прекращением работы контрагента.

Актуальная информация вносится в систему каждый день.

Для того чтобы уточнить необходимые данные, надо уточнить ОГРН компании. Без этих сведений ознакомиться с интересующими сведениями не получится. Также необходимо помнить о том, что реорганизация, связанная с долевым делением фирмы, не будет предоставляться на сайте.

Дисквалифицированные лица

Это касается только руководства, поэтому в случае дисквалификации необходимо уточнить, по каким причинам человек был исключен из числа руководителей предприятия. Это может быть связано со следующими видами нарушений:

  1. в сфере охраны труда;
  2. признание банкротом;
  3. экономическая деятельность. 

Существует риск, что такой руководитель будет и в дальнейшем допускать аналогичные нарушения, что влечет риски для компании-заказчика. Преимущество заключается в том, что сервис позволит уточнить информацию о причинах и сроках дисквалификации.

Для уточнения интересующих данных необходимо ввести в строку поиска наименование организации. ИНН или личные сведения самого руководителя вносить не нужно.

Номинальные руководители

Номинальный руководитель – человек, который числится начальником, но самостоятельно никаких решений не принимает. Риск заключается в том, что при осуществлении коммерческой деятельности номинальный руководитель и фактический управляющий могут иметь различное мнение в вопросах осуществления коммерческой деятельности.

Уточнить необходимую информацию можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Но уточнить данные получится только в отношении тех начальников, которые в судебном порядке подтвердят, что фактически фирмами не управляют.

Долги по налогам

Наличие информации свидетельствует о том, что у контрагента нет денег, чтобы погасить долги. Поэтому есть риск, что его счета могут заблокировать и деятельность приостановится. Вторая сторона медали – умышленное уклонение от налогообложения, что может повлечь еще и юридическую ответственность.

Уточнить интересующие данные можно на официальном сайте Налоговой службы. Но данные будут отображаться только в отношении задолженностей, размер которых превышает одну тысячу рублей.

Также дополнительно будет предоставляться информация о юридических лицах и ИП, которые не подавали налоговые отчетности на протяжении одного календарного года и более.

Обновление сведений происходит ежемесячно.

Реестр недобросовестных поставщиков

Юридическое лицо, которое выступает поставщиком, должно ценить свою репутацию. Поскольку от отзывов клиентов зависит дальнейшее успешное развитие бизнеса. ФАС в свою очередь, в качестве наказания может вносить данные о контрагенте в единый реестр недобросовестных поставщиков, если на работу компании поступают жалобы со стороны других участников.

Наличие данных о компании в реестре свидетельствует о том, что всегда будет риск нарушения договоренностей со стороны контрагента.

Информация хранится в системе только два года, поэтому более ранние данные посмотреть нельзя. Также не удастся рассмотреть историю развития репутации фирмы.

Банкротство

Банкротство – официальное подтверждение, что компания не располагает денежными средствами для покрытия личных коммерческих расходов, а также для оплаты поточных потребностей фирмы. Уточнить сведения о возможном банкротстве контрагента можно в ЕФРСБ – едином федеральном реестре о банкротстве. Не нужно говорить о том, что с такими фирмами соглашения подписывать не нужно в силу нестабильного финансового положения.

Реорганизация, ликвидация и исключение из реестра

Порядок осуществления реорганизации предусмотрен Федеральным Законом № 129 от 2001 года. Реорганизация может быть связана с присоединением, разделением, сокращением или расширением. Такие мероприятия влекут изменения в управлении, а также возможные изменения в направлениях коммерческой работы, поэтому сотрудничество с компанией в состоянии нестабильности также имеет свои риски.

Преимущество общедоступного сервиса в том, что он содержит информацию не только об уже проведенных мероприятиях, но также о реорганизации, которая запланирована и, документальное осуществление которой предусмотрено распорядительными документами.

К сожалению, есть риск того, что фирма своевременно не направила необходимые отчетные документы, поэтому данные потеряли свою актуальность.

Имущество – предмет сделки

В зависимости от характера осуществляемой коммерческой деятельности, может возникнуть необходимость проверки юридической чистоты предмета договора. Это касается объектов недвижимости, а также транспортных средств. То есть вещей, подлежащих обязательной регистрации. В частности, предстоит обратить внимание на наличие любого рода обременений. Это может быть ограничение использования собственности или же ее распоряжения.

Гражданский кодекс предусматривает, что если клиент приобретет собственность, в отношении которой есть обременения, то дальнейшая реализация будет запрещена до момента снятия всех обременений.

Если же участнику не было известно об имеющихся ограничениях, то сделка аннулируется и придется истребовать деньги обратно, что чревато потерями времени и денег.

Узнать необходимую информацию позволят следующие ресурсы:

  1. онлайн справочная по объектам недвижимости (арест, залог, рента, долгосрочная аренда объектов недвижимости);
  2. реестр уведомлений о залогах движимой собственности.

Для получения необходимой информации следует располагать данными об объектах, которые позволят выделить их среди других аналогичных объектов.

Благодаря онлайн сервисам и системе общего доступа, каждый клиент может получить львиную долю интересующей информации о конкретном контрагенте. Но без посещения офиса компании, без общения с руководителем и бухгалтером, картина будет неполной. Поэтому лучше несколько раз проверить фактическую и отчетную работу, чем позже разбираться с наступившими рисками.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Марина Геннадьевна
Дипломированный, практикующий юрист. В 2011 году окончила университет по специальности «Правоведение». В 2013 прослушала курс магистратуры, получив специальность «Юрист».
  • Публикаций: 161
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас