Арбитражные дела / Производство в суде кассационной инстанции в арбитражном процессе

Кассация в арбитражном процессе: юридические нюансы

Кассация в арбитражном процессе: юридические нюансы

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции – один из способов устранения судебных ошибок. Также к кассации предстоит обращаться, когда возникают новые или вновь открывшиеся обстоятельства.  Принятие окончательного решения Арбитражным судом зависит от перечня поданных доказательств. Направлять документы и вещественные доказательства могут все участники процесса, заинтересованные в результате. Кассационное производство осуществляется с целью проверки ранних решений судов других инстанций, вступивших в юридическую силу. Результат – защита нарушенных прав, достижение правосудия.

Признаки кассационного производства

Порядок подачи кассационной жалобы зависит от особенностей процесса. В частности, основная задача кассационного пересмотра – подтверждение законности решений, принятых другими судами или же отмена явно незаконных решений. Осуществляется рассмотрение Федеральным арбитражным судом округа, в полномочия которого входит пересмотр решений судей первых и апелляционных инстанций.

Предметом кассационной жалобы может быть только то судебное решение, которое уже вступило в юридическую силу. Если речь идет о документах, не вступивших в юридическую силу, то обжалование осуществляется в апелляционном суде в срок, указанный в судебном предписании.

Порядок рассмотрения жалобы подразумевает, что направить обращение может только заинтересованное лицо, а именно тот участник, чьи права были затронуты незаконным решением. Также возможность подачи кассационной жалобы – прерогатива правоохранительных органов, которым стало известно о нарушении.

Кассация не принимает во внимание новые обстоятельства. Решение принимается только на основании ранее представленных документов. Если речь идет о новых обстоятельствах, то рассмотрение происходит в апелляционном суде.

С другой стороны, если во время рассмотрения кассационной жалобы будет установлено, что есть новые обстоятельства, требующие пересмотра дела, материал направляется на дополнительное судебное расследование и принятие нового решения.

Субъекты и объекты

Статья 42 арбитражного кодекса Российской Федерации предусматривает перечень лиц, которые могут инициировать пересмотр ранее принятого судебного решения. При наличии достаточных оснований для направления кассационной жалобы, рассмотрением могут заниматься только коллегии судей. Индивидуальное рассмотрение жалобы не предусмотрено.

Этапы

Таблица «Правила осуществления процедуры»

Этапы

Особенности

Способы подачи

Заинтересованный человек может воспользоваться следующими способами подачи кассационной жалобы:

  • оформление письменного обращения по установленной форме;
  • заполнение электронного заявления;
  • привлечение представителя, действующего на основании нотариальной доверенности.

Принимаемое решение после принятия заявления от заинтересованного участника

Кассационный суд принимает одно из следующих решений:

  • возврат жалобы заявителю для устранения недостатков;
  • оставление жалобы без движения;
  • рассмотрение дела;
  • прекращение кассации.

Решение о дальнейшем ходе проверки принимается на протяжении пяти дней с момента принятия обращения.

Назначение первого заседания

У суда есть 30 дней для сбора коллегии и назначения первого рассмотрения обращения.

Подготовка определения

Документ, который подтверждает принятие к рассмотрению кассационной жалобы. Определение содержит дату и время рассмотрения жалобы, список коллегии судей, которая будет принимать участие в рассмотрении. Копия определения направляется каждому заинтересованному участнику.

Отзыв кассационной жалобы

Есть несколько законных оснований для непринятия кассационной жалобы. В частности, составление обращения с ошибками или нарушениями формы. В соответствии со статьей 280 Арбитражного кодекса России, судья готовит определение, которым сообщает заявителю, что обращение остается без движения. Это определение должно содержать следующую информацию:

  1. причина оставления жалобы без рассмотрения (список выявленных нарушений);
  2. сроки, отведенные для устранения (нет единого срока, на протяжении которого заявитель должен устранить недостатки, продолжительность зависит от вида установленных нарушений).

Если же человек устранит все нарушения в установленные сроки, то коллегия начнет рассмотрение обращения. Если же нет – готовится определение о прекращении рассмотрения жалобы.

После начала рассмотрения обращения суд может прекратить разбирательство, если установит наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • заявление подготовлено человеком, не имеющим для того достаточных оснований;
  • принятый судебный акт не подлежит обжалованию;
  • кассационная жалоба направлена с нарушением установленных сроков;
  • заявитель подал новое обращение, отзывая жалобу.

Завершение рассмотрения обращения – вынесение соответствующего определения.

Прекращение рассмотрения

Если человек после подачи обращения направил заявление на отзыв кассационной жалобы, то повторно обратиться с заявлением по этому же факту он больше не сможет. Коллегия судей выносит новое определение о прекращении производства. Участники могут оспорить указанное решение на протяжении  срока, указанного в квитанции.

Источники:

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Владимировна
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ).
  • Публикаций: 597
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас