Статья 49 ЖК РФ закрепляет за россиянами право на получение жилья по договору социального найма. Претендовать на оказание такой поддержки могут малоимущие семьи. О критериях оценки и порядке приобретения статуса рассказали практикующие юристы.
Основные принципы
В большинстве муниципальных образований процедура приобретения статуса малоимущей семьи отделена от постановки в очередь на жилье. Оценка благосостояния претендентов становится первым шагом к заключению договора социального найма. Анализ проводят специалисты местной администрации.
Юридической базой являются документы трех уровней. Ключевые положения закреплены главой 7 ЖК РФ, а вот порядок присвоения статуса определяется регионами. Так, на уровне субъекта РФ утверждаются:
- перечень доходов, имущества, учитываемого при оценке благосостояния;
- расчетная стоимость квадратного метра жилья;
- прожиточный минимум;
- формулы и методические рекомендации по составлению расчетов;
- образцы документов.
Порядок признания семей малоимущими конкретизируется административными регламентами и постановлениями муниципальных образований. В компетенцию местной власти, например, входит установление норматива жилой площади на человека. На этом уровне также определяют орган, ответственный за оформление документов, режим его работы.
Критерии оценки
Признание семьи малоимущей в целях предоставления жилья предполагает комплексный анализ. При подаче заявления гражданам придется раскрыть следующие сведения:
- Состав семьи. Подтверждающими документами являются свидетельства о браке, рождении детей. Ранее заявителей просили предъявить справку из управляющей компании или выписку из домовой книги. Сейчас такое требование нельзя считать законным. Полномочия по предоставлению информации о месте регистрации людей имеются только у органов МВД РФ. Запрашивать сведения чиновники могут в порядке межведомственного взаимодействия. Вопрос же о включении в состав семьи совершеннолетних граждан, проживающих с заявителем совместно (братья, сестры, родители, племянники, сожители и т.д.) остается дискуссионным. Единая позиция по этому направлению не сформировалась. Так, парламентарии Пермского края пошли по наиболее простому пути и сослались на ЖК РФ. В законе № 2692-600 от 30.11.2005 года все совместно проживающие лица учитываются при определении состава малоимущей семьи. Ключевое значение здесь придают ведению общего хозяйства.
- Доходы. Заявителю придется раскрыть сведения о заработке, пенсиях, пособиях, авторских вознаграждениях, поступлениях от коммерческой и иной деятельности. С этой целью специалист уполномоченного органа вправе затребовать справки 2-НДФЛ, налоговые декларации и иные документы. Период оценки устанавливается региональным законом. Как правило, анализ проводят за 1 год. При этом в расчет включаются доходы всех членов семьи, а предоставленная заявителем информация проверяется путем рассылки запросов по межведомственным каналам. В состав доходов включают даже денежный эквивалент льгот (бесплатное питание в школах, субсидии на оплату коммунальных услуг).
- Имущество. Оценка благосостояния предполагает анализ стоимости имеющихся у семьи транспортных средств, объектов недвижимости, банковских вкладов, ценных бумаг, предметов роскоши. Информацию о вещах граждане указывают самостоятельно. Сведения об объектах, права на которые подлежат регистрации, чиновники запрашивают в государственных органах. При этом анализу подвергаются сделки собственников за 5 лет, предшествующие обращению. Если один из членов семьи продал дорогостоящий актив без уважительных причин, его стоимость будет включена в состав фактически имеющегося имущества.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании семьи малоимущей, устанавливается административным регламентом. Этот документ местные власти обязаны опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте в мировой сети. В регламенте также указывается максимальный срок оказания услуги. Он не превышает 30 календарных дней.
Присвоение статуса
После регистрации обращения чиновники рассылают межведомственные запросы, проводят проверку полноты и достоверности представленных сведений, а затем передают материалы в специальную коллегию. Комиссия создается распоряжением руководителя органа, на который возложена обязанность по оказанию муниципальной услуги. Решение принимают на основании расчета голосованием.
Калькуляция отражает:
- Потребность в средствах на приобретение жилья. Показатель получают путем умножения количества членов семьи на норматив площади и утвержденную стоимость квадратного метра. Во избежание злоупотреблений из расчетов исключают неработающих трудоспособных граждан. Исключения делают только при наличии уважительных причин. К таковым относят уход за родственниками, постановку на учет по безработице, обучение на очных формах. Из показателя вычитают совокупную стоимость имущества заявителей.
- Среднедушевой доход. Сначала рассчитываются среднемесячные поступления на каждого члена семьи. Затем результаты суммируются, а полученное число делится на общее количество человек. Неработающие трудоспособные граждане из калькуляции исключаются.
- Способность к накоплению. Из совокупного среднемесячного дохода семьи вычитают утвержденный минимум. Излишек умножают на период накопления. В большинстве регионов он составляет 240 месяцев. Если доходы не превышают или равны нормативам, показатель может приобретать нулевое либо отрицательное значение.
- Разница между потребностью и способностью к накоплению. Комиссия сравнивает два расчетных показателя. Если потребность превысит способность семьи к накоплению, принимается положительное решение. Гражданам присваивают статус малоимущих.
Решение комиссии оформляется на бумажном носителе, заверяется гербовой печатью и вручается заявителям. Документ становится основанием для следующей процедуры – постановки в очередь на предоставление жилья по договору социального найма.