Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве допускается в рамках закона № 127-ФЗ от 26.10.2002г. Норма направлена на борьбу со злоупотреблениями и сокрытием имущества. Если удовлетворить кредиторские требования не удалось, средства взыскивают с недобросовестных контролирующих лиц.
Общая характеристика и основания
Официальное определение субсидиарной ответственности дает статья 399 ГК РФ. Базовым условием ее наступления является вина контролирующего лица. Кроме того, для выдвижения иска необходимы неисполнение обязательства основным должником и отсутствие возможности бесспорного взыскания.
При этом Кодекс признает приоритет отраслевых нормативных актов. Федеральными регламентами может устанавливаться особый порядок привлечения лиц к субсидиарной ответственности. В делах о финансовой несостоятельности дополнительные основания вводит статья 61.11 закона № 127-ФЗ.
Так, контролирующим лицам придется погасить долги банкрота в следующих обстоятельствах:
- Неправомерные действия. Субсидиарная ответственность наступит, если в результате решений, поступков или пассивности ответчика кредиторам был нанесен имущественный вред. Наиболее распространенным основанием становится совершение либо одобрение сомнительных сделок. При этом взыскателям не приходится предварительно добиваться недействительности контрактов. Предъявить требования к виновникам можно, если судебное решение не выносилось. Не является препятствием и пропущенный срок исковой давности по таким договорам.
- Отсутствие отчетности. Если в бухгалтерском балансе не содержится достоверной информации об активах предприятия, вину возложат на руководителя. Отвечать придется также специалисту, исполнявшему обязанности по составлению документов. В ходе разбирательства кредиторам придется доказать факт наступления негативных последствий, например, сложности формирования конкурсной массы.
- Административные, налоговые и уголовные санкции. Субсидиарная ответственность директора наступает, если задолженность перед кредиторами третьей очереди возникла в результате преступления/проступка. Основанием становится вступивший в силу судебный акт. Прекращение производства без реабилитации от ответственности не освобождает.
- Искажение документов. Призовут руководителя к ответу и при нарушении правил хранения. Взыскать остаток долга с недобросовестного директора кредиторы могут, если проступок повлек утрату важной информации.
- Уклонение от регистрации. Отвечать по обязательствам организации-банкрота директору придется при нарушении правил об обнародовании сведений. Основанием станет недостоверность записи в ЕГРЮЛ.
Дополнительные причины предусматривает статья 61.12 закона 127-ФЗ. Переложить долги могут за уклонение от подачи заявления по банкротству. Соответствующее решение суд принимает при необоснованном отказе менеджера от созыва собрания собственников. Более того, если бездействие директора было проигнорировано, наступает субсидиарная ответственность учредителей. При причинении ущерба интересам кредиторов несколькими лицами, долги взыскивают солидарно.
Читайте также "Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция"
Срок исковой давности
Предъявить требование о взыскании долгов, не погашенных банкротом, разрешается в течение 3 лет. Период отсчитывают с момента получения кредитором сведений о недобросовестном поведении контролирующего лица (ст. 61.14 закона 127-ФЗ). При расчете исковой давности соблюдают два условия:
- со дня завершения конкурсного производства прошло не более 36 месяцев;
- с момента совершения виновных действий истекло меньше 10 лет.
Нормой установлен также особый порядок восстановления срока. Кредиторы должны обратиться с заявлением не позднее 2 лет после истечения исковой давности. Требование об уважительной причине сохраняется. Ссылаться разрешается на тяжелую болезнь, беспомощность или полную неграмотность (ст. 205 ГК РФ). Кроме того, участники разбирательств могут заявлять о приостановке срока в связи с непреодолимыми обстоятельствами (постановление ВС РФ № 7 от 24.03.2016 года).
Порядок привлечения к субсидиарной ответственности
Предъявить требования вправе арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, работники или их представитель, уполномоченные органы. Условием становится прямое нарушение законных интересов заявителя.
Правила переадресации претензий контролирующим лицам разъяснил ВС РФ постановлением № 53 от 21.12.2017г. Высшая инстанция назвала субсидиарную ответственность исключительным механизмом восстановления прав кредиторов. Судам рекомендовали подходить к разрешению таких дел с учетом имущественной обособленности предприятий. Особый акцент ВС РФ сделал на свободе хозяйственной деятельности и необходимости принятия управленческих решений.
Ответчиками по искам признаны контролирующие лица. К таковым относят граждан, иностранцев и апатридов, имеющих фактическое влияние на компанию. Наличие юридической связи или аффилированности не является обязательным. При определении статуса суд исходит из реальной возможности управления. Оценке подлежат доля вовлеченности в хозяйственный процесс, экономическая выгода от нарушений. Косвенными свидетельствами становятся родство, опосредованное участие в уставном капитале и др.
Одновременно ВС РФ отказывается освобождать номинальных директоров от субсидиарной ответственности по банкротству. Недобросовестное поведение трактуется в пользу кредиторов. Однако снизить объем взысканий разрешается, если такой руководитель раскроет информацию об истинном владельце предприятия.
Иски к контролирующим лицам рассматриваются арбитражным судом в рамках производства о банкротстве (ст. 61.16 закона 127-ФЗ).
Как избежать субсидиарной ответственности
Единой инструкции для контролирующих лиц нет. Линия защиты зависит от оснований иска, обстоятельств дела и размеров задолженности. Если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано в связи с сокрытием признаков банкротства, ответчику необходимо доказать следующее:
- финансовые затруднения носили временный характер;
- имелись предпосылки для восстановления платежеспособности;
- предпринимались действия по решению проблемы;
- был разработан экономически обоснованный план.
При добросовестном поведении суд не возлагает на директоров обязательства организации-банкрота (п. 9 постановления ВС РФ № 53). Нельзя предъявить претензии также к лицам, предпринявшим все зависящие от них действия. Так, переложить долги не получится на топ-менеджера, пытавшегося созвать собрание участников для решения вопроса о несостоятельности. Взыскать средства не удастся и с собственника, активно голосовавшего за начало процедуры. Освобождение будет действовать даже, если позицию проигнорировали другие владельцы. Примером применения правила на практике можно считать постановление Московского окружного ФАС по спору № А40-210943/2017 от 05.02.2020г.
Формальным и фактическим владельцам компании придется опровергнуть:
- презумпцию вины о контроле выгодоприобретателя по сделке;
- определяющее влияние мажоритарного собственника;
- довод о наличии информации о финансовом состоянии предприятия;
- заявление о намеренном отказе от реализации полномочий.
А вот отсутствие средств на процедуру от взыскания не защитит. В этой ситуации расходы возлагаются на собственников юридического лица. Соответствующая обязанность следует из смысла ст. 9 закона 127-ФЗ, а также ст. 61 – 62 ГК РФ.
При переадресации претензий из-за отсутствия средств у банкрота основное внимание уделяется характеру действий ответчика. Добиться освобождения можно, опровергнув причинно-следственную связь между поведением и негативными последствиями. Ставку необходимо делать на соблюдение принципов разумности, добросовестности. Ссылаться придется на логику решений, а также опираться на их истинный экономический смысл. При этом защитникам стоит помнить о запрете переоценки вступивших в силу приговоров и судебных актов (Обзор практики Ростовского областного арбитражного суда от 06.10.2011г.).
Вместо заключения
Отвечая на вопрос о том, как закрыть субсидиарную ответственность, юристы всегда делают акцент на добросовестности. Директора и главные бухгалтеры не должны замалчивать информацию о финансовых трудностях. При первых же признаках неплатежеспособности имеет смысл разрабатывать план восстановления и выносить его на обсуждение учредителей. Владельцам же предприятий нельзя игнорировать проблемы. Затягивание с решением в большинстве случаев приводит к накоплению задолженности.
Эффективным способом защиты от претензий кредиторов становится реальное участие в хозяйственной деятельности. Одобрение сделок нельзя сводить к формальному голосованию. Условия контрактов следует детально анализировать, а последствия – прогнозировать. Миноритарным собственникам правозащитники рекомендуют всегда высказывать мнение. Даже при принятии общим собранием противоположного решения позиция будет закреплена протоколом. В будущем это поможет избежать субсидиарной ответственности по долгам компании.
Если обойтись без процедуры банкротства не получается, необходимо помнить об имущественной обособленности организации. Вывод активов с баланса и необоснованная трата оборотного капитала неизбежно приведут к разбирательствам. Арбитражные управляющие хорошо знакомы со схемами уклонения. Независимым специалистам удается оспаривать многоступенчатые сделки, раскрывать негласных владельцев бизнеса. При обнаружении таких систем субсидиарная ответственность участников становится неизбежна.