Уголовное право / Можно ли вернуть деньги, если перевел на счет мошенника

Можно ли вернуть деньги, если перевел на счет мошенника

Можно ли вернуть деньги, если перевел на счет мошенника

Что делать, если перевел деньги на карту мошенникам? В эпоху электронных расчетов такой вопрос никого не удивляет. Современные программы позволяют совершать платежи всего за несколько кликов. Время на обдумывание почти не остается. Для невнимательных граждан простота управления средствами оборачивается финансовыми потерями.

Доверчивостью людей нередко пользуются преступники. По данным ВЦИОМ, только в 2020 году у россиян разными способами похитили порядка 150 миллиардов рублей. Мы разобрались, как исправить ошибку и получить обратно кровно заработанные.

Как вернуть деньги, переведенные на карту мошенника

Статья 159 УК РФ предусматривает наказание за хищение чужих средств путем обмана либо злоупотребления доверием. Виновнику может назначаться наказание в форме штрафа, обязательных и исправительных работ, ареста, ограничения или лишения свободы. Наиболее жесткой санкцией считается помещение в исправительное учреждение на 2 года.

Способы мошенничества в статье не указаны. Злоумышленники могут выманивать средства у жертв при непосредственном контакте или удаленно. В любом случае пострадавшие граждане не осознают истинного смысла платежных операций, а результатом становится имущественный вред.

Если преступные действия доказаны, осужденный обязан возместить жертве ущерб. Классическая схема возврата денег основывается на этом принципе. Если в результате мошенничества гражданин перевел средства на карту злоумышленника, защита будет строиться по следующему алгоритму:

  • подача заявления об уголовном деянии;
  • посильное участие в расследовании дела;
  • оценка имущественного вреда и выдвижение гражданского иска;
  • получение исполнительного листа после вступления обвинительного приговора в силу и передача его приставам;
  • зачисление средств на счет потерпевшего.

Исключить вывод денежных средств с карты мошенника во время расследования и судебного разбирательства поможет арест. Деньги в банке замораживают со ссылкой на ст. 115 УПК РФ.

На практике все намного сложнее. Многие граждане сообщают об отказах правоохранителей принимать заявления о мошенничестве. Недобросовестные дежурные в полицейском участке приводят десятки причин. Нередко гражданам сообщают об отсутствии состава преступления в действиях злоумышленников. Такое поведение недопустимо. Дать ситуации правовую оценку могут лишь в ходе предварительной проверки. Заявление принять обязаны вне зависимости от обстоятельств дела, времени суток или иных факторов. Подтверждением становится талон-уведомление. Отказ дежурного следует обжаловать в прокуратуру. Для этого необходимо записать номер служебного удостоверения сотрудника, его фамилию, имя, отчество и звание. Веским доказательством нарушения станут свидетельские показания аудио- и видеосъемка.

Отсутствие информации о личности мошенника также не является основанием отказа. Розыск злоумышленника – прямая обязанность правоохранителей. Полицейские вправе делать запросы в финансовые учреждения с целью установления личности держателей карт. В их компетенции истребование справок о движении средств (ст. 26 закона № 395-1).

Даже при отсутствии явных признаков преступления сообщать о хищении в полицию имеет смысл. Отказывая в возбуждении дела, правоохранители укажут личность получателя. Впоследствии с такого лица можно будет взыскать неосновательное обогащение. Иск рассмотрят по правилам ст.1102 ГК РФ.

Возврат через банк

Кредитные организации не уполномочены законом на выявление преступлений и борьбу с мошенничеством. Однако при обслуживании расчетов такие участники обязаны выполнять ряд правил. Так, подозрительные платежи могут замораживать на 2 рабочих дня. Механизм закреплен статьей 8 закона № 161-ФЗ. Далее менеджер банка попытается связаться с держателем карты для уточнения природы транзакции. Если клиент-плательщик подтвердит опасения, перевод отменят. Уклонение от общения с кредитной организацией повлечет снятие блокировки и зачисление денег получателю.

Дополнительно нормативными актами закреплен алгоритм встречной приостановки. При поступлении на карту подозрительных платежей банк замораживает средства. Критерии определяются положением о внутреннем контроле. Чтобы получить деньги владельцу карты придется предъявить документы, подтверждающие право на зачисление. Законность таких действий признал Верховный суд России определением № 11-КГ17-23 от 24.10.2017 года.

Возможно ли вернуть деньги, если я перечислил их мошенникам

Отменить платеж без обращения к правоохранителям можно до фактического зачисления на счет получателя. Правила отзыва поручений утверждаются внутренними регламентами банка. Документы публикуют в свободном доступе. В большинстве случаев у клиента есть до 24 часов. Заявить об ошибочной транзакции предложено:

  • на «горячую» телефонную линию обслуживающего учреждения;
  • личному менеджеру;
  • через обратную связь в онлайн-кабинете;
  • в территориальном подразделении кредитной организации.

Пошаговую инструкцию и контактные данные можно отыскать в личном кабинете на сайте обслуживающей организации. Проще всего будет оспорить операцию, выполненную без ввода PIN-кода или СМС-пароля. В остальных ситуациях потребуется доказать обман со стороны получателя.

Гарантировать возврат этим способом, к сожалению, нельзя. Современные технологии позволяют перечислять средства с карт очень быстро. Банки же не несут ответственности за ошибки клиентов. Если вся сумма уже была переведена получателю, взыскать ее можно лишь через суд.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Александровна
Юрист. В 2013 году окончила Московский институт государственного управления и права по специальности «Юриспруденция».
  • Публикаций: 171
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас