Автомобильное право / В каких случаях Европротокол будет недействительным

В каких случаях Европротокол могут признать недействительным

​Европротокол является упрощенным способом оформления извещения о ДТП, когда все формальности могут соблюсти сами водители. Использовать такой вариант можно в случаях, предусмотренных законом № 40-ФЗ "Об ОСАГО". Если эти условия не будут соблюдены, Европротокол будет признан недействительным и не повлечет обязанности страховщика сделать выплаты.

Когда можно составлять Европротокол

Законодатель ввел упрощенную схему оформления извещений о ДТП, чтобы ускорить сроки выдачи направлений на СТО или выплаты компенсации за ущерб. Также существенно упрощается работа сотрудников ГИБДД, так как для составления документов по программе Европротокола их не привлекают. Законные условия для составления Европротокола указаны в Законе № 40-ФЗ:

  1. отсутствие на месте происшествия пострадавших людей (водителей, пассажиров, случайных пешеходов);
  2. участие в ДТП не более двух автомашин (если в аварии столкнулись три и более машины, обязательно вызывается сотрудник ГИБДД);
  3. предварительный размер ущерба от аварии не превышает 100 тыс. руб. (это оценочный фактор, определяется самими водителями при визуальном осмотре машин);
  4. наличие у обоих участников аварии страховки ОСАГО (если полиса нет, либо он просрочен, обязательно вызывается инспектор);
  5. отсутствие у водителей разногласий относительно обстоятельств аварии, вины в столкновении машин.

Должны подтверждаться обязательно все перечисленные условия, чтобы Европротокол был признан законным. Например, если все условия совпадают, однако водители не согласны с оценкой вины, придется вызывать инспектора ГИБДД. Государство рассматривает норму ответственности за необоснованный вызов сотрудника ГИБДД, если участники аварии могли оформить документы без него. Однако сейчас эта норма еще не принята на законодательном уровне.

Чтобы соблюсти указанные условия, водители должны следовать нормам ПДД и Правилам ОСАГО. Каждый участник аварии обязан оставаться на месте, принять участие в выявлении пострадавших, содействовать в фиксации всех обстоятельств столкновения. Естественно, при отказе второго водителя заполнять извещение о ДТП нужно вызывать инспектора ГИБДД.

Европротокол, заполненный только одним водителем, не будет являться основанием для выплаты страховки по ОСАГО.

Отдельное условие введено для оформления Европротокола на территории Москвы и Санкт-Петербурга. В этих мегаполисах составить извещение о ДТП без вызова инспектора можно при предварительном размере ущерба до 400 тыс. руб. Однако оба автомобиля, столкнувшихся в аварии, должны быть оборудованы модулями спутниковой связи GPS/ГЛОНАСС.

В каких ситуациях не нужно оформлять Европротокол

Исходя из перечисленных правил, можно выделить ситуации, когда водители должны вызывать инспектора ГИБДД и приступить к заполнению извещения по стандартной схеме:

  • если в аварии есть пострадавшие;
  • если столкнулись три и более автомашины;
  • если причиненный ущерб явно превышает 100 тыс. руб.;
  • если водители не согласны с оценкой вины или иных обстоятельств аварии;
  • если хотя бы у одного из водителей отсутствует полис ОСАГО, либо истек его срок действия.

Исходя из обстоятельств ДТП, могут возникать и иные ситуации, когда Европротокол не составляется. Прежде всего, это связано с отсутствием одного из участников аварии на месте происшествия. Если виновник неизвестен, либо скрылся с места событий, извещение будет оформляться с обязательным вызовом сотрудника ГИБДД.

Также водители могут договориться о мирном урегулировании спора. Если виновник аварии согласен выплатить ущерб прямо на месте, либо использовать иные способы возмещения вреда, можно обойтись без оформления извещения. Хотя такие ситуации возникают редко, водители могут составить расписку или иной документ о компенсации вреда.

Когда страховая может признать Европротокол недействительным

Европротокол заполняется по той же форме, что и стандартное извещение о ДТП. Единственным отличием является отсутствие в документе сведений о сотруднике ГИБДД, его подписи.

Чтобы страховщик не смог отказать по формальным основаниям, водители должны правильно заполнить документ:

  1. указать дату, место и время аварии;
  2. зафиксировать паспортные данные обоих участников ДТП, регистрационные номера автомашин;
  3. указать реквизиты полисов ОСАГО, страховых компаний;
  4. описать место столкновения с отражением траектории движения и иных данных на графической схеме;
  5. отметить место первого удара;
  6. указать, кто из автовладельцев виновен в столкновении;
  7. описать видимые повреждения машин при обоюдном осмотре (скрытые повреждения будут выявлены и оценены позже, после представления машины эксперту страховщика);
  8. указать иные сведения, имеющие значение для подтверждения страхового случая;
  9. поставить обоюдные подписи под Европротоколом, получить свой экземпляр документа.

Чем подробнее участники ДТП зафиксируют все обстоятельства инцидента, тем меньше риск отказа в принятии Европротокола и выплатах по страховке. Однако страховщики могут вынести отказ и без законных причин, рассчитывая затянуть процесс выплат.

По всем возникшим спорам водителям нужно договариваться на месте, чтобы отразить их в Европротоколе. После заполнения каждый из водителей получит свой экземпляр документа, после чего любые односторонние поправки, изменения и дополнения в бланк повлекут его недействительность.

В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?

Законным основанием для отказа в принятии упрощенного извещения о ДТП будет несоблюдение условий для его составления. В этом случае есть возможность добиться выплат через финансового омбудсмена или через суд, хотя это займет несколько месяцев.

Вот еще ряд причин, по которым страховщик будет прав, когда признает Европротокол недействительным:

  • если извещение о ДТП составлено в отсутствие страхового случая (например, если машина повреждена хулиганами, а не в результате столкновения на дороге);
  • если участник ДТП указал сведения о недействительном полисе (даже если водитель не знал о незаконности полиса);
  • если даже видимый размер ущерба превысил 100 тыс. руб. (например, при полном уничтожении автомобиля);
  • если извещение о ДТП заполнено в произвольной форме, т.е. не на бланке, утвержденном Правилами ОСАГО;
  • если в тексте документа имеются исправления, замечания или дополнения, не скрепленные подписями обоих водителей.

Это только примерный набор случаев, когда у страховщика возникнут обоснованные претензии к форме или содержанию Европротокола.  Страховая компания не вправе выносить решение о недействительности Европротокола. Вместо этого выносится отказ в выдаче направления на ремонт или выплате страховки.

Не будет являться законным основанием для отказа в принятии Европротокола, если водители неправильно оценили размер ущерба. Никто не обязан знать примерную стоимость поврежденных деталей, лакокрасочного покрытия. Поэтому водители пишут в извещении только примерную сумму причиненного ущерба, определенную при внешнем осмотре машин. После осмотра поврежденного авто оценщиком страховой компании эта сумма может выходить за пределы 100 тыс. руб.

Сложнее обстоят дела с правильным заполнением бланка Европротокола. Причинами для отказа может стать незаполнение или неправильное заполнение существенных пунктов документа. Внести изменения в Европротокол задним числом невозможно. Также нельзя составить этот документ с инспектором ГИБДД, если он изначально не вызывался на место аварии. В таких случаях можно добиться выплат только оспариванием отказа страховой компании.

Как добиться выплат по Европротоколу при отказе страховщика

Отказ страховой компании в принятии Европротокола может быть оспорен тем же образом, что и при стандартном оформлении извещения о ДТП. С июня 2019 года этот порядок предусматривает следующие действия:

  1. непосредственно с места аварии нужно уведомить свою страховую компанию об аварии;
  2. в течение 15 дней нужно представить автомобиль для осмотра и оценки повреждений (в этот период времени нельзя ремонтировать поврежденное авто без согласования со страховщиком, иначе будет предъявлен регрессный иск по ОСАГО);
  3. нужно получить официальный отказ страховой компании в выдаче направления на СТО или выплате компенсации;
  4. для урегулирования спора нужно подать документы финансовому омбудсмену;
  5. при несогласии с решением омбудсмена нужно обращаться в суд с исковым заявлением.

Даже если страховая компания не признает Европротокол или считает его недействительным, на этот документ все равно можно ссылаться при оспаривании. Существенные обстоятельства спора, указанные в бланке, будут рассматриваться омбудсменом и судом наравне с остальными доказательствами.

Для подтверждения обстоятельств, указанных в Европротоколе, можно использовать:

  • заключение независимого оценщика, если возник спор о размере ущерба после ДТП;
  • показания свидетелей, если их данные были сразу указаны в извещении о ДТП;
  • фото и видеоматериалы, сделанные сразу после аварии (например, записи видеорегистраторов на автомобилях).

При рассмотрении спора омбудсмен или суд не будут принимать решение о признании Европротокола действительным, возвращать дело обратно в страховую компанию. Для разрешения конфликта по существу сразу выносится решение о взыскании компенсации по ОСАГО, штрафных санкций. За нарушение порядка удовлетворения требований автовладельцев со страховщика могут взыскать неустойку за каждый день просрочки, штраф в размере 50% от цены иска.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Дмитрий Владимирович
Образование: высшее юридическое (российское право). Профиль: основной - уголовно-правовой, дополнительный - гражданско-правовой.
  • Публикаций: 20
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас