В период пандемии социальные сети приобрели особое значение в жизни российского общества. Виртуальное пространство используется не только для поиска друзей или переписки. Такие каналы стали инструментом продвижения бизнеса, средством информирования, площадками народной инициативы и даже политической борьбы.
Отечественные власти всеми силами стремятся взять сегмент под контроль. Очередной попыткой стали поправки к закону № 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Изменения направлены на очистку ресурсов от запрещенной информации.
Юридический базис
Корректировки проводят последовательно. В декабре 2020 года на законодательном уровне закрепили определение владельца социальной сети. Под таковым признали собственника информационного ресурса или программы, используемой в целях распространения сведений. Ответственность за деятельность площадки решили возлагать на лицо, осуществляющего реальный контроль.
Признаками социальной сети теперь являются:
- персональные страницы пользователей;
- нахождение на площадке в сутки свыше 500 000 жителей России;
- публикации на языке РФ или входящих в ее состав республик.
К единогласию пришли далеко не сразу. На протяжении нескольких лет понятие изменялось и дополнялось. Предметом споров становилось среднесуточное количество пользователей. Дискуссию вызывала и цель социальной сети.
Обязанности владельцев
Требования к собственникам и руководителям виртуальных площадок закреплены статьей 10.6 закона № 149-ФЗ. Общий смысл предписаний сводится к соблюдению российского законодательства.
В перечень обязанностей входит пресечение попыток использования сетей в преступных целях, в том числе для разглашения государственной, коммерческой или иной охраняемой тайны. Под запрет попадают призывы к терроризму, пропаганда жестокости, насилия и нецензурная брань.
Владельцы социальных сетей должны бороться с распространением порочащих граждан сведений, пресекать деятельность, направленную на разжигание розни, дискриминацию.
Обязательными к соблюдению признаны ограничения в части референдумов, выборов. Владельцам информационных ресурсов нельзя забывать о «дне тишины». Кроме того, на социальные сети в полной мере распространяются нормы о защите достоинства, деловой репутации, чести.
Особые предписания касаются мониторинга. Администрация виртуальных площадок должна отслеживать и блокировать контент следующего характера:
- способы изготовления и применения наркотических, психотропных препаратов, а также их прекурсоров;
- места приобретения отравляющих и опасных веществ;
- инструкции по культивированию запрещенных растений;
- призывы к самоубийствам и методы их совершения;
- объявления об азартных играх, организованных с нарушением законодательства РФ;
- предложения о розничной реализации алкоголя через мировую сеть;
- явное неуважение к государству, Конституции РФ, публичным органам власти, обществу и нравственности;
- призывы к несанкционированным протестам, беспорядкам;
- любые формы склонения к противозаконной деятельности несовершеннолетних граждан;
- детская порнография, а также объявления такого рода.
При выявлении запрещенного контента пользователя уведомят об ограничении доступа. Неисполнение предписания грозит владельцам социальных сетей санкциями.
Парламентарии возложили на администрацию ресурсов и организационные обязанности. Так, в свободном доступе пользователей должны находиться правила использования виртуальной площадки. В регламенте предписывается закреплять требования к распространению и содержанию контента, способы мониторинга и методы пресечения нарушений. Об изменениях пользователей информируют индивидуально.
Дополнительно владельцам сетей придется устанавливать программы, определяющие количество посетителей. Счетчик должен быть рекомендован Роскомнадзором. В обязанности администрации теперь также входит размещение адреса для направления юридически значимой корреспонденции.
Блокировка контента
В случае выявления запрещенной информации владелец сети должен немедленно ограничить к ней доступ. Если самостоятельно оценить характер сведений не удается, контент направляют на анализ в Роскомнадзор. Заключение выдается в течение суток. На весь период проверки сомнительную публикацию блокируют.
У автора остается право на обжалование. Протест пользователь может направить администрации социальной сети. Если обращение проигнорируют, оспорить действия разрешается в Роскомнадзоре. Заявление рассматривается в течение 30 дней с учетом выходных и праздников.
Граждане и организации, требования которых не были исполнены администрацией социальной сети, вправе обратиться в суд. Помимо требований о блокировке запрещенной информации пользователи могут настаивать на возмещении морального вреда, убытков.
Государственные реестры
Роскомнадзор начал формирование единой базы. В нее попадут все информационные ресурсы, отвечающие законодательным признакам социальных сетей. Ведомство не только включит виртуальную площадку в реестр, но также определит провайдера. Этот участник раскроет данные о владельце. Отвечать на запросы провайдеры обязаны не позднее 3 дней.
О включении сети в государственный реестр администрацию уведомят письменно. Ежегодно владельцам ресурса придется предоставлять чиновникам отчетность.
Границы ответственности
Собственники и руководители социальных сетей понесут наказание за нарушение российского законодательства. Санкции будут налагать в административном, уголовном, гражданско-правовом порядке.
Так, с 2021 года применению подлежит статья 13.41 КоАП РФ. Норма позволяет привлекать к ответственности за пренебрежение правилами ограничения доступа к информации. В качестве наказания используются штрафы. За уклонение от блокировки контента юридическим лицам грозит взыскание до 4 000 000 рублей. При повторном совершении проступка санкции возрастают.
Специального административного состава для владельцев социальных сетей пока не разработано. Однако на этот сегмент распространили действие законодательства о защите интеллектуальных прав, розничной торговле, пропаганде.