Гражданское право / Гражданские дела / Правовое регулирование отношений в социальных сетях: новые требования 2021 года

Правовое регулирование отношений в социальных сетях: новые требования 2021 года

Правовое регулирование отношений в социальных сетях: новые требования 2021 года

В период пандемии социальные сети приобрели особое значение в жизни российского общества. Виртуальное пространство используется не только для поиска друзей или переписки. Такие каналы стали инструментом продвижения бизнеса, средством информирования, площадками народной инициативы и даже политической борьбы.

Отечественные власти всеми силами стремятся взять сегмент под контроль. Очередной попыткой стали поправки к закону № 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Изменения направлены на очистку ресурсов от запрещенной информации.

Юридический базис

Корректировки проводят последовательно. В декабре 2020 года на законодательном уровне закрепили определение владельца социальной сети. Под таковым признали собственника информационного ресурса или программы, используемой в целях распространения сведений. Ответственность за деятельность площадки решили возлагать на лицо, осуществляющего реальный контроль.

Признаками социальной сети теперь являются:

  • персональные страницы пользователей;
  • нахождение на площадке в сутки свыше 500 000 жителей России;
  • публикации на языке РФ или входящих в ее состав республик.

К единогласию пришли далеко не сразу. На протяжении нескольких лет понятие изменялось и дополнялось. Предметом споров становилось среднесуточное количество пользователей. Дискуссию вызывала и цель социальной сети.

Обязанности владельцев

Требования к собственникам и руководителям виртуальных площадок закреплены статьей 10.6 закона № 149-ФЗ. Общий смысл предписаний сводится к соблюдению российского законодательства.

В перечень обязанностей входит пресечение попыток использования сетей в преступных целях, в том числе для разглашения государственной, коммерческой или иной охраняемой тайны. Под запрет попадают призывы к терроризму, пропаганда жестокости, насилия и нецензурная брань.

Владельцы социальных сетей должны бороться с распространением порочащих граждан сведений, пресекать деятельность, направленную на разжигание розни, дискриминацию.

Обязательными к соблюдению признаны ограничения в части референдумов, выборов. Владельцам информационных ресурсов нельзя забывать о «дне тишины». Кроме того, на социальные сети в полной мере распространяются нормы о защите достоинства, деловой репутации, чести.

Особые предписания касаются мониторинга. Администрация виртуальных площадок должна отслеживать и блокировать контент следующего характера:

  • способы изготовления и применения наркотических, психотропных препаратов, а также их прекурсоров;
  • места приобретения отравляющих и опасных веществ;
  • инструкции по культивированию запрещенных растений;
  • призывы к самоубийствам и методы их совершения;
  • объявления об азартных играх, организованных с нарушением законодательства РФ;
  • предложения о розничной реализации алкоголя через мировую сеть;
  • явное неуважение к государству, Конституции РФ, публичным органам власти, обществу и нравственности;
  • призывы к несанкционированным протестам, беспорядкам;
  • любые формы склонения к противозаконной деятельности несовершеннолетних граждан;
  • детская порнография, а также объявления такого рода.

При выявлении запрещенного контента пользователя уведомят об ограничении доступа. Неисполнение предписания грозит владельцам социальных сетей санкциями.

Парламентарии возложили на администрацию ресурсов и организационные обязанности. Так, в свободном доступе пользователей должны находиться правила использования виртуальной площадки. В регламенте предписывается закреплять требования к распространению и содержанию контента, способы мониторинга и методы пресечения нарушений. Об изменениях пользователей информируют индивидуально.

Дополнительно владельцам сетей придется устанавливать программы, определяющие количество посетителей. Счетчик должен быть рекомендован Роскомнадзором. В обязанности администрации теперь также входит размещение адреса для направления юридически значимой корреспонденции.

Блокировка контента

В случае выявления запрещенной информации владелец сети должен немедленно ограничить к ней доступ. Если самостоятельно оценить характер сведений не удается, контент направляют на анализ в Роскомнадзор. Заключение выдается в течение суток. На весь период проверки сомнительную публикацию блокируют.

У автора остается право на обжалование. Протест пользователь может направить администрации социальной сети. Если обращение проигнорируют, оспорить действия разрешается в Роскомнадзоре. Заявление рассматривается в течение 30 дней с учетом выходных и праздников.

Граждане и организации, требования которых не были исполнены администрацией социальной сети, вправе обратиться в суд. Помимо требований о блокировке запрещенной информации пользователи могут настаивать на возмещении морального вреда, убытков.

Государственные реестры

Роскомнадзор начал формирование единой базы. В нее попадут все информационные ресурсы, отвечающие законодательным признакам социальных сетей. Ведомство не только включит виртуальную площадку в реестр, но также определит провайдера. Этот участник раскроет данные о владельце. Отвечать на запросы провайдеры обязаны не позднее 3 дней.

О включении сети в государственный реестр администрацию уведомят письменно. Ежегодно владельцам ресурса придется предоставлять чиновникам отчетность.

Границы ответственности

Собственники и руководители социальных сетей понесут наказание за нарушение российского законодательства. Санкции будут налагать в административном, уголовном, гражданско-правовом порядке.

Так, с 2021 года применению подлежит статья 13.41 КоАП РФ. Норма позволяет привлекать к ответственности за пренебрежение правилами ограничения доступа к информации. В качестве наказания используются штрафы. За уклонение от блокировки контента юридическим лицам грозит взыскание до 4 000 000 рублей. При повторном совершении проступка санкции возрастают.

Специального административного состава для владельцев социальных сетей пока не разработано. Однако на этот сегмент распространили действие законодательства о защите интеллектуальных прав, розничной торговле, пропаганде.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Александровна
Юрист. В 2013 году окончила Московский институт государственного управления и права по специальности «Юриспруденция».
  • Публикаций: 173
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас