Подать в суд на налоговую инспекцию может любой гражданин, если его права и интересы нарушены решением, действием или бездействием ИФНС. Физические лица должны обращаться в районный суд.
Порядок обращения в суд
Процедура обжалования действий (бездействия), решений налогового органа и его должностных лиц предусматривает 2 этапа: досудебный и судебный. До суда обязательно необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган и дождаться решения вопроса либо истечения срока, отведенного налоговикам на ответ. Иначе суд заявление не примет, сославшись на отсутствие обязательной процедуры досудебного урегулирования спора.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 1 года с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Для некоторых (специальных) случаев законом может быть установлен другой срок. Если срок пропущен и это связано с уважительными причинами, которые есть возможность подтвердить, вместе с жалобой (или в тексте жалобы) нужно подготовить заявление о восстановлении пропущенного срока.
Зачастую вышестоящий орган отказывает в удовлетворении жалобы. В этом случае у гражданина есть выбор – подавать апелляционную жалобу в ФНС либо сразу обращаться в суд.
Как только вопрос с досудебным урегулированием спора решен, и он не дал положительного итога, у гражданина появляется право на обращение в суд. Первой судебной инстанцией будет районный суд. На подготовку заявления отводится 3 месяца. Срок нужно считать с момента, когда гражданин узнал (должен был узнать), что в удовлетворении его жалобы (апелляционной жалобы) отказано.
Обращение в суд должно иметь форму административного искового заявления и предполагает выдвижение одного или нескольких требований, в частности:
- признание нормативного акта налогового органа недействующим;
- признание незаконным оспариваемого решения (действия, бездействия) налогового органа;
- обязывание налогового органа принять решение по определенному вопросу или устранить допущенные нарушения, совершив ряд определенных действий;
- обязывание налогового органа воздержаться от определенных действий;
- установление наличия или отсутствия у налогового органа полномочий по спорному вопросу.
В исковом заявлении нужно указать:
- Наименование суда, в который подается иск.
- Данные заявителя – ФИО, место жительства (регистрации), контактная информация.
- Данные ответчика – наименование налогового органа, его местонахождение.
- Права и интересы, которые нарушены оспариваемым решением, действием или бездействием.
- Основания для иска и доводы в его подтверждение.
- Требования к ответчику.
- Сведения о досудебном рассмотрении жалобы на ИФНС, его итогах.
- Ходатайства перед судом (например, об истребовании доказательств, о приостановлении действия оспариваемого решения).
Иск готовится по правилам, установленным ст. 125 КАС РФ, а также:
- ст. 209 КАС РФ – если оспаривается нормативный акт (приказ, распоряжение и т.п.);
- ст. 220 КАС РФ – если оспаривается решение, действия или бездействие.
Скачать исковое заявление в суд на налоговую инспекцию от физического лица (образец)
К заявлению обязательно нужно приложить доказательства своей позиции, копию оспариваемого акта или решения и копию решения вышестоящего налогового органа, принятого в рамках досудебного урегулирования спора. Госпошлину платить не надо. Иск подается в суд по месту нахождения ИФНС, которая является ответчиком по делу.
Граждане по своему усмотрению направляют копии материалов ответчику – такой обязанности законом не установлено.
Обращение в суд может быть представлено лично, направлено почтой, а если есть возможность – в электронной форме.
Важные нюансы разрешения налоговых споров
Споры граждан с налоговыми органами достаточно серьезно отличаются от аналогичных споров юридических лиц. В основном обращения с жалобами связаны с начислением и доначислением налогов, списанием долгов со счетов, привлечением к ответственности за неуплату налогов и с отказом в предоставлении вычета. Крайне редко встречается оспаривание нормативных актов – на это идут лишь наиболее инициативные граждане.
В целом среди налоговых юристов считается, что практика налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, весьма непоказательна. Ведущая роль принадлежит арбитражным спорам, но такие прецеденты нельзя в чистом виде применять к спорам между ИФНС и гражданами. Эта ситуация серьезно сказывается на оценке перспектив дела – нужно очень внимательно смотреть, стоит ли вообще идти в суд.
Последние годы ФНС делает ставку на досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками. В отличие от многих других госорганов, эта система работает достаточно эффективно. Поэтому на первом этапе обжалования решения, действий или бездействия налоговиков целесообразно сосредоточиться на подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган. Как правило, это региональный уровень по отношению к районным или межрайонным инспекциям. Найти адрес ИФНС и вышестоящего налогового органа можно на сайте ФНС РФ – www.nalog.ru.
Налоговики очень внимательно анализируют судебную практику по спорам с налогоплательщиками, и для них судебные прецеденты – не пустой звук. Если ранее по делу, похожему на ваше, было принято определенное решение, оно практически 100% воспринимается налоговыми органами как руководство к действию. Таким образом, оценить перспективу жалобы и административного иска обычно несложно. До суда, как правило, доходят налоговые споры, по которым нет прецедентов, либо дела, в которых налогоплательщик решил бороться до конца, несмотря на плохие перспективы.
Готовясь к судебному процессу, важно:
- Проанализировать, на что именно ссылается налоговый орган, отказывая в удовлетворении жалобы.
- Изучить судебную практику по схожим спорам – какое решение принимал суд, чем мотивировал.
- Привлечь налогового юриста, если ранее подобных дел в судебной практике не было, либо затруднительно самостоятельно подготовить позицию, доказательства, оценить перспективы.