Защита прав потребителей / Возврат товара без чека: закон, порядок действий в 2025 году

Можно ли вернуть товар без чека в магазин?

Возврат товара без чека​Возврат товара без чека допускается законодателем для всех категорий потребителей. Процедура предусматривает не только передачу купленной вещи, но и документа, подтверждающего факт оплаты. Если чека нет, у покупателя есть 2 варианта: запросить дубликат у продавца или подтвердить покупку иным способом.

Защитить свои права гражданин может в суде, Роспотребнадзоре и прокуратуре. Второй стороне спора придется возмещать моральный вред, неустойку и платить штраф, если дело дойдет до судебного разбирательства.

Порядок возврата товара надлежащего качества без чека

Статья 18 Закона о защите прав потребителей содержит правило, согласно которому отсутствие чека не ограничивает его право вернуть товар. Соответственно, продавец должен выслушать просьбу гражданина, принять у него товар, заявление и уже после этого рассмотреть обращение по существу.

Если у вас нет претензий к качеству купленной вещи, и она не подошла вам по каким-то параметрам, и вы хотите вернуть ее обратно, алгоритм действий следующий:

  1. Проверяем сроки. С момента покупки не должно пройти 14 календарных дней. Смотрим качество товара: он не поврежден, все этикетки, ярлыки и потребительские свойства сохранены.
  2. Законодатель защищает права потребителя с целью недопущения произвола со стороны руководителей торговых сетей. Но, с другой стороны, бесконтрольное пользование товаром со стороны граждан тоже не допускается. Поэтому для вещей надлежащего качества предусмотрена сначала процедура обмена при наличии аналогичных предметов, и только потом - возврат денежных средств.

Важно! Правительством РФ в постановлении № 55 от 19.01.1998 установлен перечень вещей, возврат которых невозможен. Это право распространяется только на непродовольственную группу товаров.

  1. Возвращаем предмет покупки либо в магазин, где он приобретался, либо в иное место, указанное продавцом.
  2. Потребитель составляет заявление (претензию) о возврате в 2 экземплярах. На одном продавец ставит подпись и дату принятия, второй остается у него.

Вещи передаются продавцу, о чем он должен поставить подпись с указанием перечня принятых вещей (можно на этом же экземпляре заявления или составить отдельный акт приема-передачи)

Важно! Если претензию не принимают, не нужно ругаться. Достаточно отправить ее заказной корреспонденций с описью.

  1. Продавец может отказать брать товар назад и возвращать деньги. Тогда выход один - обращение в суд.

Важно! В исковом заявлении гражданин может попросить не только удовлетворение заявленных требований, но и возмещение морального вреда, штрафа, неустойки, а также судебный расходы.

  1. После вступления решения суда в силу продавец должен выполнить его резолютивную часть в сроки, указанные в тексте акта.

Порядок возврата товара ненадлежащего качества без чека

Покупатель обнаружил в приобретенной вещи недостатки и уверен, что они возникли не по его вине. Он должен пойти к продавцу и потребовать либо возврата денег, либо ремонта, либо компенсации за уже произведенный ремонт. Чека нет? Продавец все равно принимает товар и претензию.

Если вес покупки более 5 кг., продавец должен доставить ее в магазин за свой счет.

Что нужно делать для возврата?

  1. Убеждаемся, что срок на предъявление требований к продавцу не истек.
  2. Приносим товар в магазин (или ждем, пока его заберут), с собой - доказательство покупки (не обязательно чек).
  3. Если продавец не принимает вещь, составляем заявление. Один экземпляр отдаем в магазин, на второй получаем подпись и дату.

Товар передается только под расписку о его принятии. Описываются все составные части  общее состояние. В противном случае при его повреждении, продавец скажет, что вы такой принесли.

  1. Продавец осматривает переданный предмет и при необходимости проводит его обследование. Экспертиза - за счет продавца. Покупателя должны пригласить письменно для наблюдения за процессом.

Важно! Если эксперт установит, что товар был приведен в негодность покупателем, он должен будет оплатить все расходы. При несогласии результаты можно обжаловать в суде.

Потребитель может самостоятельно провести экспертизу за свой счет и в судебном порядке взыскать все расходы с продавца.

  1. Если заявлялось требование о возврате денег, у продавца на его удовлетворение - 10 дней.
  2. Когда со стороны продавца нет никакой реакции на заявление или он отказывается забирать непригодный для использования предмет, за защитой своих прав как потребителя гражданин может пойти в суд.

Важно! Отсутствие у покупателя чека не может являться причиной непринятия претензии или товара. Закон защищает права потребителей и указывает, что есть иные способы подтверждения покупки вещи.

Заявление на возврат товара без чека

Законом образец заявления на возврат не утвержден. Имеются только требования к порядку его предъявления. Поэтому потребитель вправе составить документ в произвольной форме или спросить бланк в магазине. В тексте заявления указывается следующая информация:

  • ФИО, адрес, телефон покупателя;
  • ФИО руководителя, адрес, название магазина (эти данные можно узнать в уголке потребителя, который должен быть в каждом магазине);
  • обстоятельства дела (где, когда был куплен объект спора, почему он не подошел и т.д.);
  • требования покупателя.

Претензию нужно писать в 2 экземплярах. Один - передается в магазин, на второй нужно получить подпись о принятии. Зачем это нужно?

Законодатель устанавливает сроки для совершения определенных действий. Их отсчет производится с того момента, когда покупатель уведомил продавца о своем требовании.

Продавец, получив претензию, либо отвечает на нее, либо нет. Если он ответил, что требования удовлетворять не будет, покупатель может обращаться в суд, прекратив переписку с продавцом.

Закон не обязывает стороны гражданских правоотношений направлять заявление о возврате товара несколько раз. Достаточно однократного уведомления продавца о том, что заявитель хочет расторгнуть договор, вернуть товар и получить деньги или другой аналогичный предмет.

Как получить дубликат чека?

Если покупатель хочет получить второй экземпляр чека, он должен обратиться с этой просьбой к продавцу. При этом закон не содержит обязанности продавца восстанавливать документ.

Чек передается приобретателю:

  • в электронном виде;
  • на бумажном носителе;
  • через электронный ресурс в сети Интернет.

Контрольно-кассовая техника должна сохранять данные обо всех выданных чеках. По номеру и дате выдачи бумаги продавец может запросить копию у оператора фискальных данных.

В фискальном накопителе ККТ данные о проведенных операциях хранятся в течение срока его работы и в течении 5 лет после окончания срока эксплуатации.

При обращении за выдачей дубликата чека покупатель должен сообщить дату и время покупки. Продавец либо использует данные из фискального накопителя, либо обратиться к ОФД.

Чем можно заменить чек?

Когда в выдаче дубликата чека отказано (или отсутствует техническая возможность совершить эти действия), заключение договора можно подтвердить:

  • показаниями свидетелей;
  • выпиской со счета из банка, в которой указана дата и время совершения транзакции;
  • видео или фотосъемка приобретения товара;
  • иные документы, которые выдал продавец (гарантийный талон, товарная накладная и т.д.).

Таким образом, законодатель встает на защиту прав граждан и позволяет им доказать, что покупка совершена любым способом. Отсутствие чека - не причина нарушать закон.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Ирина Дмитриевна
Высшее юридическое образование, опыт судебной практики более 9 лет. Второе высшее по специальности "бухгалтер аудитор"
  • Публикаций: 44
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас