Трудовое право / Жалоба в трудовую инспекцию о невыплате расчета при увольнении: образец 2024

Как написать жалобу в трудовую инспекцию о невыплате расчета при увольнении

Как написать жалобу в трудовую инспекцию о невыплате расчета при увольнении

​Жалобы на невыплату при увольнении заработной платы и других денежных средств – одни из самых распространённых трудовых споров. Обращение в государственную трудовую инспекцию (ГИТ) – эффективный способ как повлиять на работодателя, так и наказать его.

Структура и содержание жалобы в ГИТ

Сразу стоит сказать, что название обращения в ГИТ особого значения не имеет. Не будет ошибкой составление заявления, жалобы или просто обращения. Главное – содержание, которое и предстоит рассмотреть ГИТ.

Обращение готовится в письменном виде и подается в местное или региональное представительство ГИТ. Эта служба входит в структуру Минтруда РФ. Адрес и другие контакты своей ГИТ можно найти на сайте ведомства.

Жалоба составляется в свободной форме, строгих требований к документу нет, но следует придерживаться общепринятых правил, чтобы процесс рассмотрения был быстрым и эффективным.

Примерное содержание:

  1. В шапке указываются наименование инспекции, адрес, если известно – ФИО руководителя, ниже – ФИО заявителя, его адрес, телефон и при необходимости адрес электронной почты.
  2. По центру документа указывается его название (жалоба, заявление, обращение и т.п.).
  3. Основной блок – суть обращения, доказательства нарушения, ссылки на законы.
  4. Просьбы к ГИТ, которые, как правило, сводятся к проведению проверки по фактам, указанным в обращении, выдаче предписания работодателю для его обязывания произвести расчет и, если нужно, привлечению к ответственности за нарушения трудового законодательства.
  5. Указание на желательный способ получения ответа – на адрес по месту жительства, на электронную почту.
  6. Дата составления жалобы и подпись заявителя.

Если жалоба готовится в виде бумажного документа, он подписывается собственноручно заявителем. Если готовится электронный документ, он подписывается электронной подписью, можно простой.

Особое внимание при подготовке жалобы нужно уделить фактическим обстоятельствам  дела, то есть сути обращения:

  • Излагайте информацию четко и конкретно – только по делу.
  • Указывайте данные работодателя (наименование, юридический адрес, реквизиты) так, чтобы его можно было однозначно идентифицировать.
  • Напишите, сколько вы работали, в какой должности, когда, на каком основании вас уволили, когда был издан приказ, как происходило увольнение.
  • Укажите, какие выплаты и в каком размере вам полагались при увольнении.
  • Если известно, укажите причину, по которой работодатель не выплатил, отказал в выплате расчета или просрочил выплату.
  • Объясните, в чем вы видите нарушение ваших прав со стороны работодателя и, если есть возможность, укажите, какие именно нормы ТК РФ, трудового договора, других актов нарушил работодатель.

Если причина невыплат – определенный спор, например, по поводу сумм, вида выплат, то обязательно укажите в жалобе необходимость проведения проверки со стороны ГИТ по данному вопросу. Проверку будут проводить в любом случае, но так вы сразу зададите ее направление.

Если нарушение коснулось нескольких работников, можно подать коллективное обращение – один документ за подписью всех заинтересованных лиц.

Как направить жалобу

Классический способ – отправить письмо почтой России. Если есть возможность, можно отнести обращение лично. Однако сегодня появился более простой вариант – онлайн-обращение в ГИТ.

Электронные обращения можно подать через специальный сервис Минтруда – Онлайнинспекция.рф. У сервиса есть и мобильное приложение.

Для работников на сайте предусмотрены, в частности, следующие инструменты:

  1. Сообщить о проблеме (ответ в течение 30 дней).
  2. Задать вопрос дежурному инспектору (ответ в течение 3 дней).
  3. Самостоятельно онлайн проверить наличие нарушений.
  4. Записаться на прием в ГИТ.

Подготовить и отправить заявление о невыплате расчета при увольнении позволяет специальный сервис Онлайнинспекции. Сервис предполагает рассмотрение обращения в течение 30 дней и направление ответа на официальном бланке ГИТ. Если нужно быстрее (3 дня), а ответ не обязательно получать в официальной форме, то можно воспользоваться сервисом «Дежурный инспектор».

Работа с электронными сервисами Минтруда требует авторизации через Госуслуги (ЕСИА). Таким образом, первично нужно будет войти через портал Госуслуги с использованием пары «логин/пароль» или электронной подписи, либо зарегистрироваться в системе.

Результаты рассмотрения жалобы

Стандартная жалоба, как бумажная, так и электронная, рассматривается в течение 30 дней. За это время ГИТ проведет проверку изложенных в обращении фактов и примет по ним решение.

Итогами могут стать:

  • Направление работодателю предписания об устранении выявленных нарушений в течение конкретного срока, то есть его официально обяжут сделать расчет с работником.
  • Направление материалов в правоохранительные органы, если есть основания для проведения проверки в целях возбуждения уголовного дела.
  • Привлечение работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Если работодатель не выполнит предписание и не сделает расчет, его могут наказать штрафом в административном порядке. Выполнение предписания отслеживается ГИТ самостоятельно.

Если выплата расчета по каким-то причинам невозможна (работодатель не хочет платить, нет денег, банкротство, ликвидация), вопрос взыскания решается в судебном порядке. В этом случае проверка ГИТ и участие ее представителя в судебном процессе будут весомыми доводами в пользу удовлетворения иска.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Владимировна
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ).
  • Публикаций: 597
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас