Трудовое право / Как обжаловать незаконное сокращение зарплаты

Как обжаловать незаконное сокращение зарплаты

Незаконное сокращение зарплаты – во многом вынужденная мера со стороны ряда работодателей, которые полностью или частично приостановили работу в связи с «нерабочими днями», введенными Президентом РФ из-за коронавируса.

В ряде случаев это действительно незаконно, и поэтому жалоба позволяет восстановить выплаты в полном объёме и наказать работодателя. Однако нужно учитывать и ситуации, когда сокращение зарплаты формально соответствует закону, и тогда жалоба не только не даст результата, но и настроит работодателя против обратившегося с жалобой работника. Это тоже реальность текущих дней.

Сколько должны платить работодатели в период коронавируса

Рабочие дни апреля и начала мая 2020 года указами Президента РФ объявлены нерабочими с сохранением заработной платы. Это означает, что работодатели, чьи виды деятельности не попали в перечень исключений, должны приостановить работу, но продолжать выплачивать своим работникам зарплату на прежних условиях.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ, сохраняемые выплаты – это только такие, которые предусмотрены трудовым договором с конкретным работником. Другие выплаты, которые, как правило, относятся к стимулирующим, выплачиваются, если сам работодатель посчитает возможным их платить или если он обязан это делать согласно локальным актам и коллективному договору в создавшихся условиях. Таким образом, неважно, что работник подразумевает под зарплатой, и какую сумму он получал ранее. Важно, как его зарплата определена в трудовом договоре – именно эту сумму работодатель и должен сохранить. Из-за этого условия сокращение выплат может быть вполне законным.

Незаконным будет сокращение зарплаты в период коронавируса, когда выплаты:

  1. Упали ниже уровня, предусмотренного трудовым договором с конкретным работником.
  2. Стали исчисляться не за полный рабочий день (норму времени, норму труду), а только за некоторую часть.

С другой стороны, к правомерному сокращению зарплаты можно отнести ситуации, когда:

  1. Обе стороны (работодатель и работник) достигли согласия по этому поводу, и в трудовой договор были внесены соответствующие изменения.
  2. У работника изменились условия труда, о чем по обоюдному согласию были внесены изменения в трудовой договор, что и повлекло сокращение зарплаты.

Если сотрудник был переведен на удаленную работу, ему должны платить ту же самую зарплату, что он получал ранее. Но это только при условии, что поменялся режим работы (на дистанционный), а не какие-то другие существенные пункты трудового договора, влияющие на зарплату.

В любой ситуации, первое, на что надо смотреть – зарплата в трудовом договоре. Именно эту сумму должен сохранить и платить работодатель, который попал под «нерабочие дни».

Куда можно пожаловаться на сокращение зарплаты

Обжаловать незаконное сокращение зарплаты можно:

  1. В государственную инспекцию труда (ГИТ) – в территориальное подразделение (представительство) по месту своего нахождения или через официальный сайт ГИТ.
  2. В прокуратуру – универсальный вариант, который можно выбрать, если он более удобен.

Лучший вариант – жалоба в ГИТ, поэтому его рассмотрим его подробно.

Жалоба в трудовую инспекцию

ГИТ – основной орган, который сейчас сконцентрирован на контроле соблюдения прав работников.

Роструд и ГИТ предлагают три варианта обращения с жалобой на снижение зарплаты из-за коронавируса:

  1. Классический вариант – подготовить письменную жалобу и направить ее почтой или отнести лично в местное подразделение ГИТ или представителю этого ведомства.
  2. Сообщить о проблеме дистанционно через сайт Онлайнинспекция.рф, используя функционал сервиса «Работодатель платит меньше, чем предусмотрено трудовым законодательством».
  3. Направить обращение, получить ответ и консультацию через сервис «Дежурный инспектор» на сайте Онлайнинспекция.рф.

Первые два варианты обращений – официальные. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней, а ответ дан на официальном бланке ведомства. Также они предусматривают проведение проверки изложенных в жалобе фактов и доводов, а при подтверждении нарушения – выдачу работодателю предписания и, возможно, его привлечение к административной ответственности.

Если же нужно просто получить консультацию, разобраться в проблеме, определить, действительно ли права нарушены, то лучше воспользоваться «Дежурным инспектором». В сервисе уже представлены ответы на самые распространенные вопросы. Но можно обратиться конкретно по своему вопросу и получить на него ответ в течение 3 рабочих дней.

Для работы с сервисами на сайте Онлайнинспекция.рф нужна авторизация с помощью своих учетных данных на портале Госуслуги (ЕСИА). Если регистрации нет, можно её сразу же пройти.

Онлайн-сервисы позволяют подготовить жалобу прямо на месте – с использованием встроенного функционала. Потребуется только ввести запрашиваемую информацию. Это более удобно, чем готовить бумажную жалобу. У сервиса есть мобильное приложение, которое также можно использовать для подготовки и направления обращения.

Бумажная жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента поступления. На нее дается официальный ответ после проведения проверки, который придет заявителю по почте или на адрес электронной почты, если он указан в жалобе.

Как вариант, возможно личное обращение в ГИТ. Предполагается, что во второй половине мая 2020 года региональные и местные инспекции возобновят прием граждан в обычном режиме. Пока же можно записаться на приём через «Электронную приемную», выбрав день и время.

Что должно быть в жалобе

Бумажная жалоба готовится в свободной форме. В электронном виде обращение формируется после ввода всех запрошенных сведений – его останется только отправить через сайт или мобильное приложение.

При подготовке жалобы важны два ключевых момента:

  1. Правильно указать все данные работодателя – чтобы инспекторы знали, кого именно проверять.
  2. Четко изложить суть проблемы. Можно своими словами, но так, чтобы было понятно, о чем идет речь, в чем заключается нарушение, какие права нарушены, что вы хотите получить в результате проверки.

Анонимные обращения не рассматриваются.

Какие результаты возможны по итогам рассмотрения жалобы

Независимо от результатов рассмотрения жалобы заявителю придет официальный ответ на обращение.

Если проверка подтвердит, что работодатель незаконно сократил зарплату, ему выдадут предписание для устранения нарушений. Если есть состав административного правонарушения, работодателя привлекут к административной ответственности (штраф). Невыполнение предписания также грозит штрафными санкциями.

Если нарушения не подтвердятся и не найдут других нарушений, работодателя, конечно же, не накажут.

Привлечение работодателя к ответственности не означает, что он освобождается от выплаты зарплаты в полном объеме. Но бывают ситуации, когда получить причитающиеся деньги можно только через суд. В этом случае придется начинать судебный процесс по взысканию задолженности по заработной плате и, скорее всего, ждать денег только в рамках принудительного исполнения судебного решения.

Не стесняйтесь спрашивать! Это бесплатно.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Владимировна
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ).
  • Публикаций: 597
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас