Закрыть окно
Трудовое право / Коллективный трудовой спор: понятие, порядок рассмотрения

Что такое коллективный трудовой спор и каков порядок его рассмотрения

Коллективный трудовой спорПонятие «коллективный трудовой спор» (далее, КТС) внесено в содержание статьи 398 Трудового кодекса России. КТС - это двусторонний спор, возникающий между:

  • администрацией фирмы и служащим;
  • несколькими работниками;
  • профсоюзом.

Обязательные признаки: разногласия возникают в рабочем коллективе; конфликт связан с регулированием рабочих правоотношений. В зависимости от предмета коллективного трудового спора, устанавливается процедура решения конфликтных ситуаций

Что такое КТС

Учитывая сложность правоотношений во время трудовой деятельности, на предприятиях возникают спорные обстоятельства, связанные с реализацией участниками условий рабочего контракта. Если решить конфликт мирно (в том числе, с представителями) не получилось, начинается реализация методов правового регулирования споров внутри рабочего коллектива.

Разновидности

Категории конфликтных ситуаций на предприятиях включают следующие:

  1. Распределение в зависимости от причин возникновения. В эту группу относятся споры касательно реализации условий контракта, требований изменить условия работы, претензии к нарушению участником законодательства.
  2. Согласно иерархии юридических лиц. Это значит, что спор может возникать внутри одной организации, между разными филиалами, между разными фирмами, споры между областями или международные разногласия.
  3. В зависимости от способа решения разногласий может устанавливаться мирное улаживание конфликта, привлечение представителей (посредников - миротворцев), сбор КТС или же направление искового заявления в суд.

Почему возникают разногласия

Причины конфликтов – негативные проявления в трудовой дисциплине, ставшие причиной негодований рабочего коллектива или администрации организации.

Таблица № 1 «Группы причин»

Категория

Особенности

Финансовые

Несоразмерная оплата загруженности работы/возникновение экономических проблем на производстве.

Социальные

Связаны с правоотношениями внутри коллектива.

Юридические

Нарушение условий труда, несоответствие договора текущим правилам законодательства.

Между участниками спора разногласия возникают по разным причинам, которые зависят от особенностей производственного процесса. Чаще всего это:

  • нежелание править действующий трудовой контракт;
  • запрос повышения заработной платы;
  • жалоба на нарушение норм действующего закона;
  • нанесение материального и иного вреда участникам.

Участники располагают лишь 30 днями для подготовки жалобы и инициации рассмотрения коллективного конфликта.

Привлечение сторонних органов

Привлечение сторонних органовИсходя из заявленных требований, решение конфликта может сопровождаться привлечением различных участников и специализированных организаций.

Правила формирования списка участников:

  1. На мирной стадии могут действовать только ответчик и жалобщики. Беседы недостаточно, попытки сторон мирно уладить спор должны подтверждаться письменно. Пострадавший готовит письменное обращение на имя ответчика, где отображает сущность конфликта. У ответчика есть 36 часов для подготовки ответа. Ожидание может сопровождаться проведением забастовок. Пострадавшая сторона может переходить к следующему этапу разрешения коллективных спорных ситуаций, если ответ не получен.
  2. Участники могут пригласить посредников, которые позволят решить конфликт без личного общения с противоположной стороной.
  3. Формирование комиссии для решения трудового конфликта. Это временные или постоянные формирования, действующие на базе конкретного предприятия. Представители избираются каждым участником отдельно и поровну. Это значит, что половина участников – со стороны ответчика, а половина – со стороны истца. Это позволяет гарантировать справедливость при рассмотрении материала.
  4. Суд – крайняя инстанция, которая привлекается на основании искового заявления, если ранее описанные методы не принесли желаемого результата.

Пошаговая инструкция решения

Есть несколько этапов урегулирования дела в правоотношениях служащих. Так, сторонам необходимо выполнить такие шаги:

  1. Возникновение оснований для написания жалобы. В зависимости от того, кто выступает инициатором разбирательства, различают разные сроки направления ходатайства. У служащего есть месяц для подготовки официальной жалобы. Дирекция фирмы имеет четыре месяца, что связано с трудностями выявления нарушений работника.
  2. Направление документа с реализацией сути конфликта. Письмо подлежит регистрации в журнале входящей документации, что подтверждает дату оформления обращения.
  3. При отсутствии ответа на протяжении трех суток, потерпевшая сторона может инициировать формирование КТС.
  4. Организация комиссии (КТС) и подбор участников. Для решения отводится до одной недели, после чего пострадавший может обращаться с письменным ходатайством в суд.

Если спор выходит за рамки дисциплинарного урегулирования, дополнительно к нарушителям могут применяться нормы административной ответственности, что подразумевает штрафные санкции от самой организации и от должностного лица, допустившего нарушение. Дополнительно могут применяться нормы гражданской ответственности, что обязывает к компенсации причиненного вреда.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Марина
Дипломированный, практикующий юрист. В 2011 году окончила университет по специальности «Правоведение». В 2013 прослушала курс магистратуры, получив специальность «Юрист».
  • Публикаций: 137
  • Ответов на вопросы: 31
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
Как зарегистрировать ООО самостоятельно? Как зарегистрировать ООО самостоятельно?
Что делать, если работодатель не выплачивает расчет при увольнении? Что делать, если работодатель не выплачивает расчет при увольнении?
Как правильно оформить увольнение за прогулы: пошаговая инструкция Как правильно оформить увольнение за прогулы: пошаговая инструкция
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *