Понятие «коллективный трудовой спор» (далее, КТС) внесено в содержание статьи 398 Трудового кодекса России. КТС - это двусторонний спор, возникающий между:
- администрацией фирмы и служащим;
- несколькими работниками;
- профсоюзом.
Обязательные признаки: разногласия возникают в рабочем коллективе; конфликт связан с регулированием рабочих правоотношений. В зависимости от предмета коллективного трудового спора, устанавливается процедура решения конфликтных ситуаций
Что такое КТС
Учитывая сложность правоотношений во время трудовой деятельности, на предприятиях возникают спорные обстоятельства, связанные с реализацией участниками условий рабочего контракта. Если решить конфликт мирно (в том числе, с представителями) не получилось, начинается реализация методов правового регулирования споров внутри рабочего коллектива.
Разновидности
Категории конфликтных ситуаций на предприятиях включают следующие:
- Распределение в зависимости от причин возникновения. В эту группу относятся споры касательно реализации условий контракта, требований изменить условия работы, претензии к нарушению участником законодательства.
- Согласно иерархии юридических лиц. Это значит, что спор может возникать внутри одной организации, между разными филиалами, между разными фирмами, споры между областями или международные разногласия.
- В зависимости от способа решения разногласий может устанавливаться мирное улаживание конфликта, привлечение представителей (посредников - миротворцев), сбор КТС или же направление искового заявления в суд.
Почему возникают разногласия
Причины конфликтов – негативные проявления в трудовой дисциплине, ставшие причиной негодований рабочего коллектива или администрации организации.
Таблица № 1 «Группы причин»
Категория |
Особенности |
Финансовые |
Несоразмерная оплата загруженности работы/возникновение экономических проблем на производстве. |
Социальные |
Связаны с правоотношениями внутри коллектива. |
Юридические |
Нарушение условий труда, несоответствие договора текущим правилам законодательства. |
Между участниками спора разногласия возникают по разным причинам, которые зависят от особенностей производственного процесса. Чаще всего это:
- нежелание править действующий трудовой контракт;
- запрос повышения заработной платы;
- жалоба на нарушение норм действующего закона;
- нанесение материального и иного вреда участникам.
Участники располагают лишь 30 днями для подготовки жалобы и инициации рассмотрения коллективного конфликта.
Привлечение сторонних органов
Исходя из заявленных требований, решение конфликта может сопровождаться привлечением различных участников и специализированных организаций.
Правила формирования списка участников:
- На мирной стадии могут действовать только ответчик и жалобщики. Беседы недостаточно, попытки сторон мирно уладить спор должны подтверждаться письменно. Пострадавший готовит письменное обращение на имя ответчика, где отображает сущность конфликта. У ответчика есть 36 часов для подготовки ответа. Ожидание может сопровождаться проведением забастовок. Пострадавшая сторона может переходить к следующему этапу разрешения коллективных спорных ситуаций, если ответ не получен.
- Участники могут пригласить посредников, которые позволят решить конфликт без личного общения с противоположной стороной.
- Формирование комиссии для решения трудового конфликта. Это временные или постоянные формирования, действующие на базе конкретного предприятия. Представители избираются каждым участником отдельно и поровну. Это значит, что половина участников – со стороны ответчика, а половина – со стороны истца. Это позволяет гарантировать справедливость при рассмотрении материала.
- Суд – крайняя инстанция, которая привлекается на основании искового заявления, если ранее описанные методы не принесли желаемого результата.
Пошаговая инструкция решения
Есть несколько этапов урегулирования дела в правоотношениях служащих. Так, сторонам необходимо выполнить такие шаги:
- Возникновение оснований для написания жалобы. В зависимости от того, кто выступает инициатором разбирательства, различают разные сроки направления ходатайства. У служащего есть месяц для подготовки официальной жалобы. Дирекция фирмы имеет четыре месяца, что связано с трудностями выявления нарушений работника.
- Направление документа с реализацией сути конфликта. Письмо подлежит регистрации в журнале входящей документации, что подтверждает дату оформления обращения.
- При отсутствии ответа на протяжении трех суток, потерпевшая сторона может инициировать формирование КТС.
- Организация комиссии (КТС) и подбор участников. Для решения отводится до одной недели, после чего пострадавший может обращаться с письменным ходатайством в суд.
Если спор выходит за рамки дисциплинарного урегулирования, дополнительно к нарушителям могут применяться нормы административной ответственности, что подразумевает штрафные санкции от самой организации и от должностного лица, допустившего нарушение. Дополнительно могут применяться нормы гражданской ответственности, что обязывает к компенсации причиненного вреда.