Есть вопросы? Задайте их нашим юристам!
Задать вопрос
Самое интересное
Закрыть окно
Трудовое право / Коллективный трудовой спор: понятие, порядок рассмотрения

Что такое коллективный трудовой спор и каков порядок его рассмотрения

Коллективный трудовой спорПонятие «коллективный трудовой спор» (далее, КТС) внесено в содержание статьи 398 Трудового кодекса России. КТС - это двусторонний спор, возникающий между:

  • администрацией фирмы и служащим;
  • несколькими работниками;
  • профсоюзом.

Обязательные признаки: разногласия возникают в рабочем коллективе; конфликт связан с регулированием рабочих правоотношений. В зависимости от предмета коллективного трудового спора, устанавливается процедура решения конфликтных ситуаций

Что такое КТС

Учитывая сложность правоотношений во время трудовой деятельности, на предприятиях возникают спорные обстоятельства, связанные с реализацией участниками условий рабочего контракта. Если решить конфликт мирно (в том числе, с представителями) не получилось, начинается реализация методов правового регулирования споров внутри рабочего коллектива.

Разновидности

Категории конфликтных ситуаций на предприятиях включают следующие:

  1. Распределение в зависимости от причин возникновения. В эту группу относятся споры касательно реализации условий контракта, требований изменить условия работы, претензии к нарушению участником законодательства.
  2. Согласно иерархии юридических лиц. Это значит, что спор может возникать внутри одной организации, между разными филиалами, между разными фирмами, споры между областями или международные разногласия.
  3. В зависимости от способа решения разногласий может устанавливаться мирное улаживание конфликта, привлечение представителей (посредников - миротворцев), сбор КТС или же направление искового заявления в суд.

Почему возникают разногласия

Причины конфликтов – негативные проявления в трудовой дисциплине, ставшие причиной негодований рабочего коллектива или администрации организации.

Таблица № 1 «Группы причин»

Категория

Особенности

Финансовые

Несоразмерная оплата загруженности работы/возникновение экономических проблем на производстве.

Социальные

Связаны с правоотношениями внутри коллектива.

Юридические

Нарушение условий труда, несоответствие договора текущим правилам законодательства.

Между участниками спора разногласия возникают по разным причинам, которые зависят от особенностей производственного процесса. Чаще всего это:

  • нежелание править действующий трудовой контракт;
  • запрос повышения заработной платы;
  • жалоба на нарушение норм действующего закона;
  • нанесение материального и иного вреда участникам.

Участники располагают лишь 30 днями для подготовки жалобы и инициации рассмотрения коллективного конфликта.

Привлечение сторонних органов

Привлечение сторонних органовИсходя из заявленных требований, решение конфликта может сопровождаться привлечением различных участников и специализированных организаций.

Правила формирования списка участников:

  1. На мирной стадии могут действовать только ответчик и жалобщики. Беседы недостаточно, попытки сторон мирно уладить спор должны подтверждаться письменно. Пострадавший готовит письменное обращение на имя ответчика, где отображает сущность конфликта. У ответчика есть 36 часов для подготовки ответа. Ожидание может сопровождаться проведением забастовок. Пострадавшая сторона может переходить к следующему этапу разрешения коллективных спорных ситуаций, если ответ не получен.
  2. Участники могут пригласить посредников, которые позволят решить конфликт без личного общения с противоположной стороной.
  3. Формирование комиссии для решения трудового конфликта. Это временные или постоянные формирования, действующие на базе конкретного предприятия. Представители избираются каждым участником отдельно и поровну. Это значит, что половина участников – со стороны ответчика, а половина – со стороны истца. Это позволяет гарантировать справедливость при рассмотрении материала.
  4. Суд – крайняя инстанция, которая привлекается на основании искового заявления, если ранее описанные методы не принесли желаемого результата.

Пошаговая инструкция решения

Есть несколько этапов урегулирования дела в правоотношениях служащих. Так, сторонам необходимо выполнить такие шаги:

  1. Возникновение оснований для написания жалобы. В зависимости от того, кто выступает инициатором разбирательства, различают разные сроки направления ходатайства. У служащего есть месяц для подготовки официальной жалобы. Дирекция фирмы имеет четыре месяца, что связано с трудностями выявления нарушений работника.
  2. Направление документа с реализацией сути конфликта. Письмо подлежит регистрации в журнале входящей документации, что подтверждает дату оформления обращения.
  3. При отсутствии ответа на протяжении трех суток, потерпевшая сторона может инициировать формирование КТС.
  4. Организация комиссии (КТС) и подбор участников. Для решения отводится до одной недели, после чего пострадавший может обращаться с письменным ходатайством в суд.

Если спор выходит за рамки дисциплинарного урегулирования, дополнительно к нарушителям могут применяться нормы административной ответственности, что подразумевает штрафные санкции от самой организации и от должностного лица, допустившего нарушение. Дополнительно могут применяться нормы гражданской ответственности, что обязывает к компенсации причиненного вреда.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Марина
Дипломированный, практикующий юрист. В 2011 году окончила университет по специальности «Правоведение». В 2013 прослушала курс магистратуры, получив специальность «Юрист».
  • Публикаций: 121
  • Ответов на вопросы: 30
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
Как отказать соискателю в приеме на работу Как отказать соискателю в приеме на работу
Job offer: образец и особенности составления Job offer: образец и особенности составления
Подготовка документов для регистрации ИП онлайн: пошаговая инструкция Подготовка документов для регистрации ИП онлайн: пошаговая инструкция
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *