Инициирование процедуры банкротства кредитором в отношении физического лица встречается редко. В 2018 году, согласно данным Единого реестра сведений о банкротстве, на заявления кредиторов приходилось порядка 14% обращений, остальное (86%) – заявления самих должников. При этом, в производствах, инициированных кредиторами, речь, как правило, шла о миллионных долгах.
Практика такова, что большинство кредиторов физлиц рассматривает заявление о банкротстве должника как крайнюю меру. Предпочитают действовать по-старинке: взыскивать долги в судебном порядке и с подключением судебных приставов. И только когда не остается ничего другого, а с должника есть еще что взять – идут в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
Если взглянуть на статус кредиторов, то в основном наблюдается инициирование банкротства физического лица со стороны банка. Это легко объясняется структурой задолженности граждан. Основные долги – кредиты. Чуть более 1% поданных в отношении физлиц заявлений приходится на ФНС, то есть на долги по налогам. Коммунальные и прочие долги, как правило, идут дополнительно к основной задолженности – их сумм крайне редко хватает, чтобы кредитор имел возможность сам обратиться с заявлением.
Какой кредитор и в каких случаях может обратиться с заявлением о банкротстве должника
Кто может инициировать банкротство физического лица? Согласно Закону о банкротстве (далее – Закон), обратиться с заявлением о признании должника банкротом может как сам должник, так и его кредитор. Общие основания для инициирования процедуры банкротства едины для всех: долг в размере от 500 тыс. рублей и просрочка исполнения обязательств в течение трех и более месяцев.
Дополнительное условие для кредитора – вступившее в силу судебное решение о взыскании денежного долга. Не нужно «просуживать» долг, если он относится к требованиям, перечисленным в пункте 2 ст. 213.5 Закона. К таким требованиям относятся, в частности, долги по налогам, кредитные долги и долги по алиментам.
Если говорить о банках, как основных кредиторах физлиц, то у них при долге по кредиту более 500 тыс. рублей и 3-месячной просрочке есть выбор – взыскивать долг в общем порядке или сразу начинать процедуру банкротства должника. Обязанности предварительно судиться с должником у них нет.
Почему кредиторы не спешат с банкротством должника? Как правило, крупные и профессиональные кредиторы, прежде чем избрать тот или иной вариант действий, внимательно анализируют имущественное и финансовое положение должника, свои риски и выгоды. Процедура банкротства – это существенно более дорогой вариант, чем добиваться взыскания в обычном порядке. Если действовать через суд и приставов, не надо платить вознаграждение арбитражному управляющему. А если у должника нет имущества и денег, которые могут покрыть долги, велика вероятность, что непогашенную задолженность после банкротства просто спишут. В рамках исполнительного производства, которое может длиться годами, больше шансов получить от должника хоть что-то, хоть по частям.
Что лучше для должника – самому подавать заявление или ждать заявления кредитора?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждая ситуация требует индивидуального подхода и анализа. Но следует учитывать, что если для кредитора подача заявления о банкротстве должника – право, то для должника это может быть обязанностью.
Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением, если:
- общий долг – 500 тыс. рублей и более;
- допущена 3-месячная просрочка исполнения обязательств;
- погасить все долги возможности нет;
- погашение долга перед одним или некоторыми кредиторами приведет к невозможности погасить денежные долги перед остальными кредиторами.
Как только гражданин узнал или должен был узнать о наличии всей совокупности указанных выше обстоятельств, он обязан подать заявление о банкротстве в течение 30 дней. Неисполнение обязанности по подаче заявления расценивается как неправомерное бездействие при банкротстве. За это предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ. Правда, штраф для граждан составляет всего 3000 рублей.
Надо сказать, что должники, как и кредиторы, тоже не особо торопятся обращаться в суд с заявлением о банкротстве, даже если уже возникла такая обязанность. Причина одна – дорого и долго. Кроме того, многие должники опасаются, что в результате начатой процедуры их лишат последнего имущества, в том числе оспорив последние за 3 года сделки. Да, такой риск существует. Правда, он никуда не денется и в том случае, если заявление подаст кредитор. Более того, если кредитор пойдет на банкротство должника, то, скорее всего, точно проанализирует и оценит возможность погашения долга, в том числе за счет оспаривания сделок и операций должника.
Несмотря на отсутствие универсального решения, должникам можно порекомендовать одно – не ждать действий кредитора, не гадать, как он поступит, а брать решение проблемы в свои руки, отталкиваться от своих выгод. Подробно проанализировать ситуацию помогает обращение к юристам. Лучше, если это будут специалисты по банкротству, а еще лучше – проконсультироваться с 2-3 юристами и найти на основе нескольких мнений оптимальное решение.
Анализируя ситуацию, посмотрите:
- Какой у вас размер просроченного долга, какова его структура, кто основной кредитор.
- Есть ли основания у кредитора обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом. Какова вероятность, что кредитор обратиться в суд, учитывая, что, возможно, уже были намеки на это.
- Есть ли судебные решения и исполнительные производства по долгам. В каком состоянии вопрос погашения задолженности. Подавал ли в суд ваш основной кредитор и намеревается ли это делать.
- Какие сделки вы совершали последние три года с имуществом. Есть ли какие-либо основания считать, что сделки были в целях избежать ареста имущества и обращения на него взыскания. Особенно внимательно нужно проанализировать сделки с недвижимостью, земельными участками, ценными бумагами и другими объектами на сумму более 300 тыс. рублей. Всегда предвзято оцениваются сделки с родственниками, особенно безвозмездные или по цене явно ниже рыночной.
- Какие из совершенных вами за последние 3 года сделки существенно повлияли на изменение вашего материального положения и, соответственно, на способность погашать долги. Например, высоковероятно возникнут вопросы к сделке, которая была совершена уже при наличии просроченного долга, по которой вы получили деньги (доход), но не направили его, даже частично, на погашение задолженности.
Полностью обезопасить себя от вероятности оспаривания сделок можно только в одном случае – не совершать их в течение 3 лет до банкротства. В иных ситуациях вполне могут придраться к любой. Несмотря на то, что должник не обязан оправдываться и доказывать законность сделок, сам процесс оспаривания – это неприятно, много нервов и переживаний. Тем более что могут пострадать другие люди, которые никак не связаны с вашими долгами и связанными с ними проблемами.
В практике банкротств граждан сложилась следующая ситуация. Должники, которые рассматривают для себя процедуру банкротства, как правило, всегда обращаются к юристам и совместно решают, стоит или нет идти в суд с заявлением. Главное – оценить свои преимущества, выгоды, возможные риски и последствия. Большинство потенциальных заявителей выбирают выжидательную позицию: ждут, что будет делать кредитор, и действуют уже ответно.
Выжидательная позиция сама по себе не плохая, учитывая, что кредиторы редко инициируют банкротство граждан. Но если вы будете полностью полагаться на действия кредитора, вы принимаете на себя еще один серьезный риск: кредитор (а не вы) будет руководить процедурой банкротства посредством своего (а не вашего) арбитражного управляющего. В такой ситуации должник практически полностью утрачивает контроль над своим наиболее ценным имуществом и теряет возможность самостоятельно распоряжаться всеми своими денежными средствами. Кроме того, если сегодня статистика такая, не значит, что завтра она не изменится. Те же банки время от времени выступают с угрозами массово банкротить крупных должников, но пока до этого ситуация не доходит.