ИП, ООО и Бизнес / Отличия государственных и корпоративных закупок: сравнение законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Отличия государственных и корпоративных закупок: сравнение законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Отличия государственных и корпоративных закупок: сравнение законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Контрактная система России охватывает все публичные закупки. Однако проведение тендеров регламентируется сразу двумя отраслевыми законами – № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 11.07.2011. Первый посвящен государственным и муниципальным заказам, а второй – удовлетворению корпоративных нужд. Нормативные акты во многом похожи. Однако отождествлять их нельзя. Практикующие юристы перечислили основные отличия.

Статус заказчика

Следовать закону № 44-ФЗ при проведении закупок обязаны все органы власти, бюджетные учреждения. Автономным образованиям и унитарным предприятиям соблюдать правила необходимо при освоении средств, выделенных на приобретение объектов государственной или муниципальной собственности.

Требования закона № 223-ФЗ актуальны для публичных корпораций и компаний, естественных монополий, предприятий унитарного типа. Договоры по нормативному акту заключают хозяйственные общества, доля государства, региона или муниципалитета в уставном капитале которых составляет 20% и более. Бюджетные учреждения могут перейти на закон № 223-ФЗ после утверждения положения о закупочной деятельности.

Способы определения контрагента

Государственные и муниципальные заказы разрешено передавать участникам по итогам запроса предложений, котировок, электронного аукциона, открытого или ограниченного конкурса. Формально перечень методов корпоративных закупок уже. Статья 3 закона № 223-ФЗ упоминает только о конкурсе и аукционе. Однако за заказчиками сохраняется право на разработку собственного способа, что дает простор для маневра.

Инструментарий

Статья 4 закона № 44-ФЗ допускает к государственным и муниципальным закупкам владельцев неквалифицированной цифровой подписи. При этом тендеры могут размещаться только на торговых площадках, отвечающих требованиям приказа Минэкономразвития РФ № 428 от 26.10.2009 года. Таковыми являются, например, ООО «РТС-тендер» и «ЗАО ЭТП ММВБ «Госзакупки».

Участникам системы корпоративных заказов придется приобрести квалифицированную цифровую подпись. При этом тендер может размещаться на любой электронной платформе.

Закупочная комиссия

Коллегиальный орган создается госзаказчиками при проведении всех тендеров. Исключение сделано только для сотрудничества с единственным поставщиком. Закон № 223-ФЗ обязывает формировать комиссию лишь при проведении конкурса. В остальном заказчики руководствуются утвержденным положением о закупках.

Требования к участникам

В рамках закона № 44-ФЗ установлен единый перечень критериев, которым должен отвечать претендент на государственный и муниципальный контракт. Все они приведены в статье 31. Условие об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков вводится в строго определённых случаях. Устанавливать дополнительные требования запрещено.

При размещении корпоративного заказа предоставляется относительная свобода. Критерии закон № 223-ФЗ предписывает закреплять в положении о закупках. Перечень должен быть исчерпывающим. Кроме того, запрещено вводить требования, соответствие которым нельзя точно измерить или оценить. Не допускаются искусственные ограничения, дискриминация.

Предоставление преимуществ

Статьи 28 – 30 закона № 44-ФЗ четко определяют участников с привилегиями. К таковым отнесены учреждения уголовно-исполнительной системы. Им предоставляется надбавка к предложенной цене в 15%. Преимущества есть также у объединений инвалидов, малого бизнеса, социальных некоммерческих образований.

В корпоративных закупках действуют специальные квоты (правительственное постановление № 1352 от 11.12.2014 года). В течение года заказчик обязан заключить договоры с малым и средним бизнесом. Доля таких тендеров не может быть меньше 18% от годовых расходов.

Экспертиза

Независимая оценка поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг проводится всеми государственными и муниципальными заказчиками. В корпоративных закупках назначение экспертизы не является обязательным. Впрочем, требование может прописываться в локальном положении.

Заключение и изменение контракта

Проект договора по закону № 44-ФЗ публикуется вместе с извещением. Его изменение после определения победителя не допускается. Цена признается твердой. Она не подлежит увеличению или уменьшению в процессе исполнения сделки. Пересмотр количества товара в сторону повышения допускается в строго определённых случаях. При этом коррекция ограничена разницей между фактической и начальной максимальной стоимостью заказа (ст. 34).

При корпоративной закупке порядок внесения правок и дополнений в соглашение определяется внутренним положением заказчика. Изменять могут цену, количество приобретаемых товаров, сроки.

В завершение отметим различия в системе отчетности. Сведения о результатах исполнения государственного (муниципального) контракта размещаются в единой информационной системе. На обнародование данных заказчику отведено всего 7 рабочих дней. Здесь же публикуют данные о расторжении сделок. Закон № 44-ФЗ предусматривает составление отчетов о заказах у малого и среднего бизнеса. В корпоративных закупках требования менее строгие. Ежемесячному раскрытию подлежат только обобщённые сведения с разбивкой по категориям.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Александровна
Юрист. В 2013 году окончила Московский институт государственного управления и права по специальности «Юриспруденция».
  • Публикаций: 173
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас