Контрактная система России охватывает все публичные закупки. Однако проведение тендеров регламентируется сразу двумя отраслевыми законами – № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 11.07.2011. Первый посвящен государственным и муниципальным заказам, а второй – удовлетворению корпоративных нужд. Нормативные акты во многом похожи. Однако отождествлять их нельзя. Практикующие юристы перечислили основные отличия.
Статус заказчика
Следовать закону № 44-ФЗ при проведении закупок обязаны все органы власти, бюджетные учреждения. Автономным образованиям и унитарным предприятиям соблюдать правила необходимо при освоении средств, выделенных на приобретение объектов государственной или муниципальной собственности.
Требования закона № 223-ФЗ актуальны для публичных корпораций и компаний, естественных монополий, предприятий унитарного типа. Договоры по нормативному акту заключают хозяйственные общества, доля государства, региона или муниципалитета в уставном капитале которых составляет 20% и более. Бюджетные учреждения могут перейти на закон № 223-ФЗ после утверждения положения о закупочной деятельности.
Способы определения контрагента
Государственные и муниципальные заказы разрешено передавать участникам по итогам запроса предложений, котировок, электронного аукциона, открытого или ограниченного конкурса. Формально перечень методов корпоративных закупок уже. Статья 3 закона № 223-ФЗ упоминает только о конкурсе и аукционе. Однако за заказчиками сохраняется право на разработку собственного способа, что дает простор для маневра.
Инструментарий
Статья 4 закона № 44-ФЗ допускает к государственным и муниципальным закупкам владельцев неквалифицированной цифровой подписи. При этом тендеры могут размещаться только на торговых площадках, отвечающих требованиям приказа Минэкономразвития РФ № 428 от 26.10.2009 года. Таковыми являются, например, ООО «РТС-тендер» и «ЗАО ЭТП ММВБ «Госзакупки».
Участникам системы корпоративных заказов придется приобрести квалифицированную цифровую подпись. При этом тендер может размещаться на любой электронной платформе.
Читайте также "Малые электронные закупки по 44-ФЗ"
Закупочная комиссия
Коллегиальный орган создается госзаказчиками при проведении всех тендеров. Исключение сделано только для сотрудничества с единственным поставщиком. Закон № 223-ФЗ обязывает формировать комиссию лишь при проведении конкурса. В остальном заказчики руководствуются утвержденным положением о закупках.
Требования к участникам
В рамках закона № 44-ФЗ установлен единый перечень критериев, которым должен отвечать претендент на государственный и муниципальный контракт. Все они приведены в статье 31. Условие об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков вводится в строго определённых случаях. Устанавливать дополнительные требования запрещено.
При размещении корпоративного заказа предоставляется относительная свобода. Критерии закон № 223-ФЗ предписывает закреплять в положении о закупках. Перечень должен быть исчерпывающим. Кроме того, запрещено вводить требования, соответствие которым нельзя точно измерить или оценить. Не допускаются искусственные ограничения, дискриминация.
Предоставление преимуществ
Статьи 28 – 30 закона № 44-ФЗ четко определяют участников с привилегиями. К таковым отнесены учреждения уголовно-исполнительной системы. Им предоставляется надбавка к предложенной цене в 15%. Преимущества есть также у объединений инвалидов, малого бизнеса, социальных некоммерческих образований.
В корпоративных закупках действуют специальные квоты (правительственное постановление № 1352 от 11.12.2014 года). В течение года заказчик обязан заключить договоры с малым и средним бизнесом. Доля таких тендеров не может быть меньше 18% от годовых расходов.
Экспертиза
Независимая оценка поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг проводится всеми государственными и муниципальными заказчиками. В корпоративных закупках назначение экспертизы не является обязательным. Впрочем, требование может прописываться в локальном положении.
Заключение и изменение контракта
Проект договора по закону № 44-ФЗ публикуется вместе с извещением. Его изменение после определения победителя не допускается. Цена признается твердой. Она не подлежит увеличению или уменьшению в процессе исполнения сделки. Пересмотр количества товара в сторону повышения допускается в строго определённых случаях. При этом коррекция ограничена разницей между фактической и начальной максимальной стоимостью заказа (ст. 34).
При корпоративной закупке порядок внесения правок и дополнений в соглашение определяется внутренним положением заказчика. Изменять могут цену, количество приобретаемых товаров, сроки.
В завершение отметим различия в системе отчетности. Сведения о результатах исполнения государственного (муниципального) контракта размещаются в единой информационной системе. На обнародование данных заказчику отведено всего 7 рабочих дней. Здесь же публикуют данные о расторжении сделок. Закон № 44-ФЗ предусматривает составление отчетов о заказах у малого и среднего бизнеса. В корпоративных закупках требования менее строгие. Ежемесячному раскрытию подлежат только обобщённые сведения с разбивкой по категориям.