Деятельность индивидуального предпринимателя может быть поводом для жалоб со стороны тех или иных лиц. Чем данные жалобы могут быть обусловлены? Куда они направляются?
Зачем и кому жаловаться на ИП?
Пожаловаться на ИП можно в разные инстанции и по разным поводам. Но, как правило, предмет соответствующей жалобы — действие предпринимателя, которое тем или иным способом ущемляет интересы других лиц. Потерпевшими при этом могут быть как физлица, так и организации.
Во многих случаях действия ИП, которые приводят к причинению ущерба тем или иным лицам, соответствуют правонарушениям в области:
- Законодательства о правах потребителя.
В сфере правоотношений, которые регулируются данным видом законодательства, ИП может дать повод для жалобы, если, например:
- продаст покупателю некачественный товар или окажет клиенту некачественную услугу;
- обсчитает клиента или покупателя;
- откажется соблюдать правила гарантийного обслуживания товара.
Пожаловавшись на ИП в установленном порядке при таких нарушениях, потребитель получит возможность восстановить свои права в части покупок или пользования услугами.
- Законодательства о защите персональных данных.
Здесь на ИП могут пожаловаться, если он:
- допустит утечку персональных данных клиента, контрагента, партнера;
- воспользуется персональными данными в неустановленных целях;
- получит персональные данные незаконным способом.
В данном случае жалоба на ИП может помочь пострадавшему лицу восстановить свою репутацию, возместить тот или иной ущерб.
- Норм и стандартов в сфере охраны здоровья.
В данной сфере ИП может допустить следующие правонарушения:
- продать покупателю токсичный товар, оказать услугу в неблагоприятных санитарных условиях;
- продать алкогольную или табачную продукцию несовершеннолетнему покупателю;
- нанять человека без санитарной книжки — если она нужна по закону.
В данном случае жалоба может быть подана и в профилактических целях: даже если покупателю и не будет нанесено ущерба, он, узнав о сомнительной деятельности ИП, вправе сообщить об этом в соответствующие органы — далее мы рассмотрим, какие.
- Норм и стандартов в сфере охраны труда.
Здесь поводом для жалобы на ИП может быть:
- наем сотрудника без трудового договора;
- нарушения ТК РФ в части предоставления работникам отпусков, дней отдыха, больничных;
- наем сотрудника по гражданско-правовому договору — когда нужен договор по ТК РФ.
Как и при нарушении законодательства в сфере охраны здоровья, жалоба может быть и профилактической (но нередко, что поводом для нее становится реальное ущемление интересов работника).
- Антимонопольного законодательства.
Нажаловаться на ИП в данном случае могут, если он воспользуется рыночной ситуацией в свою пользу с нарушением законов о конкуренции. Как следствие — другие фирмы могут пожаловаться на него в компетентные структуры.
- Банковского законодательства.
Здесь могут наблюдаться следующие поводы для жалоб на ИП:
- нарушение предпринимателем условий кредитного договора;
- осуществление ИП несанкционированного доступа к тем или иным банковским счетам;
- нарушение условий пользования ИП расчетным счетом.
Основной пострадавшей стороной здесь будет, скорее всего, обслуживающий предпринимателя банк. Вполне вероятно, что речь в данном случае пойдет о взыскании с ИП нанесенного кредитно-финансовой организации ущерба.
- Жилищного законодательства.
Здесь на ИП могут пожаловаться, если он:
- организует шумное производство в жилом доме или рядом с ним;
- работая в жилом доме, будет принимать большое количество клиентов или покупателей у себя, что может создать дискомфорт у жильцов;
- не будет оплачивать общие с жильцами счета.
Основания для жалоб здесь, очевидно — очень разные. Однако, что примечательно, во всех случаях речь идет о неудобствах для лиц, непосредственно не связанных с бизнесом предпринимателя.
Безусловно, это не исчерпывающий перечень тех сфер правоотношений, в рамках которых у тех или иных лиц может возникнуть повод пожаловаться на ИП. Однако, правомерно говорить о том, что в юрисдикции указанных отраслей права находится основной потенциал для возникновения конфликта интересов ИП и иных лиц.
Что же делать человеку или организации, у которых есть повод пожаловаться на ИП? В какие инстанции им обращаться?
Куда жаловаться на ИП?
Как пожаловаться на ИП может физлицо или организация? Основной инструмент пострадавшего от действий ИП лица в данном случае — составление письменной жалобы. То, какая форма документа для этого должна использоваться, подскажут в конкретной инстанции, в которую может обратиться человек или организация.
Основная государственная инстанция, которая отвечает за соблюдение прав потребителей в России — Роспотребнадзор. Именно туда следует нести жалобу — предварительно узнав о порядке ее составления, лицу, которого ИП обсчитал или обслужил некачественно.
Пожаловаться на ИП в Роспотребнадзор также можно, если речь идет о нарушении предпринимателем законодательства:
- о защите персональных данных — в предусмотренных законом случаях (например, если персональные данные незаконно получены ИП в ходе оказания услуг клиенту);
- об охране здоровья граждан.
При этом, в Роспотребнадзор имеет смысл обращаться, прежде всего, физическим лицам — тем, которые не являются ИП и не представляют интересы каких-либо организаций. Специалисты, ведомства имеющие опыт работы с обращениями граждан, смогут подсказать оптимальную схему действий гражданина, который недоволен ИП.
Если повод пожаловаться на ИП — допущенное им нарушение в сфере охраны труда, то пострадавшее лицо должно обратиться в Государственную инспекцию труда. Там, как и в Роспотребнадзоре, есть специалисты, которые имеют достаточный опыт решения проблем граждан, возникших в ходе трудовых правоотношений с участием ИП.
Дополнительно лицо, пострадавшее от нарушений предпринимателем трудового законодательства, может пожаловаться на ИП в налоговую. Вполне вероятно, что некорректно составленные трудовые договоры будут сопровождаться занижением налоговой базы — и воздействие на ИП со стороны ФНС стимулирует его к исправлению ситуации с исполнением норм ТК РФ.
Скачать образец жалобы на ИП в налоговую
Главный регулятор в сфере антимонопольного законодательства — Федеральная антимонопольная служба. С жалобой на действия ИП сюда могут обращаться любые лица — физические или юридические.
Рассмотрение жалоб на ИП в части допущенных им нарушений банковского законодательства находится, главным образом, в компетенции Центрального банка и подчиненных им ему структур в регионах РФ. В некоторых случаях отвечать на такие жалобы компетентны ФАС и Роспотребнадзор.
Если ИП допускает нарушения в сфере жилищного законодательства, то пострадавшие лица вправе направить жалобу в Государственную жилищную инспекцию. Там при необходимости обратившееся лицо сориентируют по взаимодействию с иными компетентными органами — например, Роспотребнадзором.
При любом правонарушении альтернативой обращению в указанные инстанции может быть обращение в полицию, судебный иск. В случае, если он подается физлицом — то будет направлен в суд общей юрисдикции, если другим ИП или организацией — то в арбитраж.