Неудачная покупка в интернет-магазине – не повод расстраиваться и оставлять все как есть. В сфере онлайн-торговли действуют такие же правила, как и в обычных магазинах. И вы точно так же защищены Законом о защите прав потребителей, что позволяет вам отказаться от товара, потребовать возврата денег и воспользоваться другими предоставленными законом возможностями. Единственный серьезный нюанс – взаимодействовать с магазином придется удаленно, что, скорее всего, увеличит сроки достижения нужной цели. И если вы ищите варианты, как вернуть деньги за покупку в интернет-магазине, заранее обеспечьте возможность получить/принять их на свой банковский счет.
Разберем два основных случая:
- Как отказаться от заказа в интернет-магазине, вернуть товар продавцу, а деньги – себе.
- Как вернуть деньги, если вас обманули и товар не пришел.
Возврат денег при отказе от заказа
В этой ситуации будут действовать правила, установленные ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (далее – Закон).
Что необходимо сделать:
- Определить, чем вы будете руководствоваться, требуя возврата денег. Возможные причины:
- вы передумали и решили не покупать товар, то есть решили отказаться от заказа до того, как он поступил вам;
- товар оказался некачественным;
- товар качественный, но вам не подошел или вы решили отказаться от заказа уже после его получения.
- Определить, есть ли у вас право на отказ от товара (заказа) и возврат средств. Здесь должны быть соблюдены два условия – конкретный товар подлежит возврату, и для этого еще не истекли сроки:
- в любое время можно отказаться от любого товара, который еще не передан;
- в течение 7 дней можно отказаться от товара, который уже получен (срок считается со дня получения товара);
- в течение 3 месяцев можно отказаться от товара, если при его доставке не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара;
- нельзя отказаться от качественного товара и, соответственно, вернуть деньги, если товар индивидуальный и может использоваться исключительно тем, кто его приобрел;
- нельзя отказаться от качественного товара, который утратил товарный вид и (или) потребительские свойства;
- нельзя отказаться от качественного товара, если нет документов, подтверждающих факт покупки и при этом нет возможности иным способом доказать такой факт.
- Подготовить письменную претензию продавцу и, указав причины, потребовать возврата денежных средств. Претензию можно направить любым удобным для вас способом. Как правило, выбор способа зависит от особенностей и условий доставки товара. Зачастую интернет-магазины при доставке товаров почтой или курьером вкладывают в посылку бланк документа для оформления возврата товара. Если это так, им можно (и нужно) воспользоваться. Но обязательно обратите внимание, как именно называется документ и каково его содержание. Ваша задача – вернуть деньги, поэтому посмотрите внимательно, есть ли в документе раздел для претензии (требования) на возврат денег. Если такого раздела нет – приобщите отдельно написанную претензию. В любом случае обязательно убедитесь, чтобы у вас на руках был второй экземпляр документа (претензии), чтобы вы смогли подтвердить факт возврата товара и направления требования на возврат денег. Претензию можно направить самостоятельно – почтой на адрес интернет-магазина. Или, чтобы ускорить процесс, электронной почтой, продублировав затем отправку письма обычной почтой.
- Вместе с претензией отправьте товар продавцу. Это лучше делать именно вместе с претензией – получится быстрее и эффективнее. Отправка товара также возможна через курьера (если предоставляется такая возможность) или Почтой России. Но помните – расходы в полном объеме лягут на вас.
- Дождитесь ответа на претензию. Магазину дается на это 10 дней с момента получения требования.
- Если ответа нет или вам отказано в удовлетворении требования, вы получаете право на обращение в суд.
При подготовке претензии не забудьте указать, на какой счет вы хотите получить возврат средств. Этот счет должен принадлежать вам.
Самый простой вариант подготовить претензию – найти образец. С этим нет проблем – образцов много в интернете. Некоторые магазины публикуют специальный бланк на своем сайте и позволяют направить претензию через сайт магазина.
Как вернуть деньги, если вас обманули и товар не пришел
Если товар не пришел, возможны две ситуации:
- Магазин оказался мошенническим, продавца не существует или он пропал. В этом случае все однозначно – пишите заявление в полицию. Иных вариантов просто нет.
- Если доставка товара задерживается, вы должны направить продавцу претензию. В этом случае, согласно ст. 23.1 Закона, вы также имеете право на получение от продавца неустойки (пени). Если претензия не дала результатов, остается только обращение в суд.
Российские законы не действуют в отношении зарубежных магазинов (юрадрес и площадка – вне России). В этом случае придется действовать согласно местным законам, что может оказаться проблематичным. Как поступить в такой ситуации – обратиться к юристу, который разбирается в законах конкретной страны.