Возврат товара поставщику в 2019 году будет осуществляться по новым правилам. И актуальные изменения вступают в юридическую силу с 1 января текущего года. В частности, изменения касаются порядка оформления документов, а также списка обязательных бумаг. Подробные правила осуществления возврата предусмотрены в Письме № 20667 от 23 октября 2018 года.
Сущность принятых изменений
Счет-фактура – обязательный документ, который оформляется при выполнении возврата товаров покупателем поставщику. Так, с 01.01.2019 года составление фактуры – обязанность самого поставщика, который получил обратно ранее проданные ценности. Но теперь оформляется корректировочный счет-фактура, который должен содержать следующие блоки сведений:
- причина возврата товаров;
- перечень ценностей, которые были возвращены поставщику;
- предоставление возможности замены товара;
- финансовые вопросы, связанные с компенсацией всех видов затрат.
Принятые изменения распространяются на все процедуры возврата, которые осуществляются с начала 2019 года. В том числе это касается товара, приобретенного в 2018 году. При условии, что необходимость и основания его возврата возникли уже в 2019 году.
Важно! При оформлении возврата товаров во внимание обязательно принимаются сроки его приобретения, поскольку от того, в каком году куплено имущество, зависит ставка НДС. До начала 2019 года действовала ставка в 18%, которая с 01.01.2019 года выросла до 20%.
Актуальные правила
Необходимость принятия новых изменений обусловлена несколькими причинами. А именно:
- ранее фактурные счета готовились самими покупателями на основании финансовых документов, оформленных при покупке товара;
- поставщик делала возврат и расчет на основании бумаг, представленных покупателем;
- на практике часты были ситуации, что на момент покупки НДС был меньше, нежели при возврате, от чего страдает финансовое положение покупателя.
Для устранения выявленных проблем и был предусмотрен новый порядок, как оформить возврат товара.
Правила учета товара в 2019 году
Каждой стороне правоотношений необходимо принимать во внимание ряд существенных нюансов, которые начали действовать с начала 2019 года. Как показала практика, это самый удобный и справедливый способ осуществления возврата ранее купленного товара.
НДС
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, поставщик обязан составить корректировочный счет-фактуру, котором указывается стоимость ценностей на период приобретения. Но размер НДС фиксируется на дату составления документа.
Внимание! 2019 году НДС составляет 20% от совокупной цены товара.
Индивидуальный расчет осуществляется при каждой передаче товара. Пример:
В начале 2018 года покупатель оформил приобретение ценностей у поставщика на сумму 5 миллионов рублей. В октябре 2018 года стороны согласовали возврат ценностей, что было предусмотрено условиями подписанного соглашения. 50% товаров были возвращены в 2018 году (до вступления в законную силу изменений), поэтому счет-фактуру оформлял покупатель и, в финансовой отчетности размер НДС был указан в сумме 18%. После начала 2019 года было оговорено возвращение оставшейся части товаров. Учитывая, что новый закон уже вступил в юридическую силу, сумма НДС составила 20% и, оформлением документов был обязан заниматься сам поставщик.
Налогообложение прибыли
Кроме компенсации НДС, также дополнительно должны учитываться и иные виды расходов, которые предусмотрены в Письме 73372 от 25 июля 2016 года. Это касается следующих видов затрат:
- внереализационные расходы, возмещение которых гарантировано статьей 265 Налогового кодекса России (действуют правила только в отношении ценностей, приобретенных в 2018 году, а возвращенных уже после принятия нового закона);
- статья 250 НК Российской Федерации предусматривает затраты, связанные с ранней покупкой имущества (например, транспортировка ценностей к покупателю).
Если участники желают дополнительно предусмотреть большую компенсацию, то предстоит подтвердить каждую статью расхода квитанциями и чеками.
Порядок действий участников
Возврат ранее приобретенных ценностей может осуществляться в связи с законными основаниями или же, в соответствии с условиями подписанного соглашения. Как показывает практика, чаще всего это предоставление некачественного товара или же продажа имущества, которое не соответствует заявленным техническим характеристикам. В таком случае, сторонам необходимо выполнить следующие шаги:
- Покупатель обязан составить Акт о расхождениях. Оформляется документ при получении ценностей или же, при их проверке после получения. Главное сделать это до перевода денежной оплаты за покупку. В Акте ставят подписи все участники процедуры. Также, предстоит указать в содержании документа список выявленных недостатков, которые и стали основанием для прекращения торговых правоотношений.
- Составление покупателем официальной претензии к поставщику с требованием принять обратно товар и удовлетворить законные требования. Кроме удержания выплаты за товар, покупатель имеет возможность требовать компенсацию всех расходов, связанных с приобретением, а также оплату штрафа, вызванного нарушением условий подписанного соглашения.
- Фактический возврат и оформление документов.
Если качество приобретенных ценностей не удовлетворяет заявленные претензии, то покупатель имеет возможность прекратить правоотношения в одностороннем порядке. То есть достаточно подготовки официальной претензии с указанием причин, а также сроков получения товара. После того как поставщик получит претензию, отношения считаются прекращенными.