Совет Федерации предлагает закрыть теневым работникам выезд за пределы страны, и, по мнению сенатора Валерия Рязанского, эта мера може быть сочтена мягчайшей. Неплательщики налогов не участвуют в наполнении казны, и запрет на путешествия за рубеж – средство принудить неофициально трудоустроенных граждан выйти из теневого сектора.
Но чиновникам не стоит путать самозанятых граждан с работающими нелегально, трудящиеся самостоятельно вполне могут оказаться законопослушными людьми, честно оплачивающими положенные налоги. К таким самозанятым гражданам можно причислить ИП, владельцев патентов. Нелегально работающих, по данным Росстата, около 25 миллионов.
Иван Родионов, профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ, поставил под сомнение результативность такой меры в борьбе с тунеядством, зато у запрета на выезд за рубеж налицо признаки ущемления прав граждан. Запрещая свободу передвижения, Совфед просто создает видимость активной деятельности.
Так как владельцами загранпаспортов являются не более 25% граждан РФ, то эффективность этой запретной меры весьма сомнительна: вряд ли среди этой части людей много тех, кто работает нелегально. Неофициально заняты в основном няни, гувернантки, работники сферы автосервиса, изготовители мебели, надгробных памятников и пр. Все эти граждане не нуждаются в «отмывке» средств и выводе их за границу, предел их возможностей – отдых на отечественных курортах.
Олег Мокряков, представитель муз. коллектива «Акула» и самозанятый уличный столичный музыкант, считает, что любителей заграничных вояжей запрет не остановит. А поймать за руку каждого из фрилансеров, оказавшихся неплательщиками налогов, практически нереально, да и экономически нецелесообразно: затраты не будут оправданы суммами копеечных сборов.
Инициативы Совфеда направлены несколько не в ту сторону: важно применять не запреты, а стимулы для выхода из тени. Ограничивать поездки, покупки авто – меры явно противоречащие Конституции. Предложение чиновников не учитывать накопительную часть пенсии также не выглядит действенным, люди привыкают надеяться только на самих себя, а накопительная часть пенсии и так остается виртуальной.