Уголовное право / Административный надзор за осужденными после освобождения

Административный надзор за осужденными после освобождения

Административный надзор за осужденными после освобождения – обязательная мера контроля, которая применяется ко всем лицам, независимо от срока наказания и статьи, в рамках которой вынесен обвинительный приговор. Осуществляется деятельность в рамках положений Федерального закона № 64, действующего с 06.04.2011 года по всей территории РФ.

Цель мероприятий

Цель надзора за осужденнымиПрименение наказаний, связанных с лишением свободы, имеет несколько основоположных целей. Первая – защита общества от опасных лиц, которые могут причинить вред окружающим. Вторая – наказание виновного гражданина за совершенные им противоправные действия.

Как показывает практика, одного лишения свободы часто бывает недостаточно, поэтому предусмотрены дополнительные меры воздействия на виновных лиц после освобождения. С одной стороны, государство и социальные службы помогают освобожденным преступникам найти работу с небольшим, но стабильным доходом, а также жилье. С другой – устанавливается административный надзор.

Согласно юридическому словарю, под админнадзором принято понимать свод правил и ограничений, применяемых к лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, с целью предотвращения совершения преступных деяний в будущем.

В статье 2 ФЗ № 64 зафиксированы задачи проводимых мероприятий:

  1. профилактика преступлений и административных правонарушений;
  2. защита интересов государства и общества от противоправных посягательств;
  3. ведение активной профилактической деятельности, направленной на формирование у гражданина законопослушного поведения.

В отношении кого устанавливается

Осуществлять контрольную деятельность уполномочены работники полиции, которые ведут профилактические дела, формируют учеты, а также проводят личные проверки освобожденных граждан. Устанавливает надзор только судья. Но назначение административного контроля возможно по отношению ограниченного перечня лиц (статья 3 ФЗ № 64). К ним относятся все участники с непогашенной или неснятой судимостью, которые допустили совершение следующих категорий преступлений:

  • относящиеся к категории тяжких;
  • рецидив;
  • два и более проступка;
  • в отношении несовершеннолетнего;
  • против половой неприкосновенности;
  • особо тяжкое деяние;
  • повторное совершение в период административного надзора;
  • преступник во время отбывания наказания был признан злостным нарушителем дисциплины;
  • совершение двух и более административных правонарушений на протяжении одного календарного года.

Другие граждане, которые были освобождены из мест лишения свободы, но не подпадают ни под одну из этих категорий, освобождаются от  админнадзора.

Возможные ограничения

Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, включает следующие правила и ограничения:

  1. категорический запрет на посещение определенного перечня мест (как правило, это бары и кафе, в которых разрешена свободная продажа алкогольных напитков);
  2. невозможность участия в массовых мероприятиях (кроме детских);
  3. ограничение на оставление личного жилья в обозначенные часы (ночное и вечернее время);
  4. ограничение передвижения за территорию гарнизона (административного района проживания);
  5. регулярное посещение органов полиции (максимум 4 раза на протяжении одного месяца).

На протяжении всего контрольного срока суд по заявлению представителя полиции может расширять список ограничений, применяемых к лицу. И наоборот, допускается частичная отмена запретов или сокращение сроков административного надзора за хорошее поведение.

Срок, на который может устанавливаться надзор

Срок на который может устанавливаться надзорСогласно общему, правилу минимальный контрольный срок составляет 1 год, а максимальный – 3 года. Определение, на протяжении какого срока в отношении освободившегося лица будут действовать ограничения, входит в обязанности суда. Судья устанавливает список запретов и срок их действия исходя из характера совершенного преступления и его последствий, а также в зависимости от отношения преступника к своему деянию.

Допускается индивидуальное продление срока контроля на полгода, но этот срок не может превышать время действия судимости.

Также предстоит принимать во внимание, что для разных категорий осужденных срок административного надзора будет считаться по-разному. Допускается начало отсчета со следующих дат:

  • со времени постановки на профилактический учет;
  • со дня вступления в юридическую силу соответствующего решения судьи;
  • с момента освобождения при отбывании наказания, связанного с лишением свободы (арест, ограничение свободы или лишение).

Законом предусмотрены причины остановки расчета срока с последующим его восстановлением. Это допускается, когда место нахождения лица неизвестно и готовится постановление об объявлении его в розыск. Другие основания:

  1. признание освобожденного гражданина в судебном порядке безвестно пропавшим;
  2. применение нового наказания в виде лишения свободы за совершение преступления в период административного надзора.

Реализация функции государства по установлению административного надзора

Судья не может самостоятельно инициировать рассмотрение дел, связанных с админнадзором. Обязательно получить предварительное обращение от органов полиции или же от исправительного учреждения, в котором содержался осужденный гражданин.

Порядок исполнения контрольных функций

Порядок исполнения надзораНа базе каждого территориального органа полиции действует служба участковых, которые уполномочены вести профилактическую работу на вверенных им территориях. Также участковые обязаны следить за соблюдением правил и ограничений лицами, пребывающими под административным надзором.

С этой целью формируются личные дела освобожденных граждан, где отображается график проверки осужденных, и их посещение участкового в территориальном отделе.

Личная проверка поднадзорных происходит без предварительного предупреждения в любой день, о чем составляется соответствующий рапорт.

Продление

Как уже отмечалось выше, допускается увеличение контрольного срока, но не больше чем на 6 месяцев. Ходатайство на продление подается только в том случае, когда освобожденное лицо на протяжении одного года совершило два административных правонарушения.

В учет принимаются только те нарушения, по которым составлены административные протоколы и, когда преступнику было назначено наказание в рамках статей КоАП.

Прекращение

После того, как завершится контрольный период, установленный судом, административный надзор аннулируется. Также основанием для прекращения проверок являются:

Кроме того, у подсудимого есть право на досрочное прекращение действия административного надзора. Такое решение принимает судья на основании обращения органов полиции, заявлении поднадзорного или его представителя. Суд знакомится с отчетами о поведении лица и рапортами участковых полицейских. Если замечаний на поведение нет, то административный надзор прекращается. Но только после отбытия минимум половины контрольного срока.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Владимировна
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ).
  • Публикаций: 597
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас