Во время сотрудничества государственных, частных, муниципальных компаний и населения, могут использоваться различные способы коммуникации. При выборе способа необходимо подумать предварительно о том, как будет подтверждаться получение документов второй стороной, что очень важно в случае возникновения конфликтов между участниками правоотношений.
Как показывает практика, все чаще начинает использоваться электронная почта для связи. Целесообразно прибегать к помощи электронной связи только при следующих обстоятельствах:
- возможность связи через электронную почту указана непосредственно в самом контракте на оказание услуг;
- в соглашении предусмотрен адрес электронной почты.
Если же эти моменты внутри договора не отображены, то лучше использовать иной способ коммуникации. Это связано с тем, что участник в случае судебного разбирательства сможет сослаться на то, что никакие претензии и документы он не получал. Достаточно просто отметить, что адрес уже давно не используется, а потому ознакомиться с бумагами возможности не было.
Внимание! Судья никак не сможет проверить эту информацию, поскольку суд только принимает решение на основании доказательств, но не уполномочен проводить дополнительные проверки.
Как показывает судебная практика, суды крайне редко принимают во внимание электронные письма, как доказательства в судебных разбирательствах. Это связано с тем, что очень сложно подтвердить принадлежность конкретного адреса участнику процесса. Дополнительно невозможно подтвердить получение или прочтение письма контрагентом.
Для доказывания, что ответчиком был получен документ, можно использовать только письмо-ответ от контрагента. Например, после получения письма через определенное время с этой электронной почты поступали письма истцу. Это подтверждение, что компания пользуется почтой и могла ознакомиться с виртуальной претензией.
С целью предотвращения споров лучше использовать адрес электронной почты как дополнительное средство связи.