Гражданское право / Гражданские дела / Задержка и отмена рейса: как пассажиру вернуть деньги в 2024 году

Задержка и отмена авиарейса: как пассажиру вернуть деньги

Задержка и отмена авиарейса: как пассажиру вернуть деньги

Ежедневно в России с отменой или задержкой авиарейсов сталкивается около 1000 пассажиров. Вернуть деньги за билет перевозчики соглашаются далеко не всегда. Многие компании пользуются правовой неграмотностью клиентов.

Недобросовестные фирмы уклоняются от возмещения прямых и косвенных убытков, выплаты штрафов и компенсаций морального вреда. Как отстоять права при срыве поездки, рассказали юристы.

Что делать при задержке рейса

Обратиться за разъяснениями пассажиру необходимо сразу после объявления об изменении времени вылета. Представители транспортной компании обязаны известить клиента о причинах задержки, а также озвучить примерный период ожидания. Далее граждан должны держать в курсе событий.

Дополнительно у пассажиров появляются права на бесплатные услуги:

  • горячее питание через 4 часа;
  • напитки каждые 2 часа;
  • доступ в комнату матери и ребенка при наличии детей до 7 лет;
  • проживание в отеле при задержке рейса на 6/8 часов ночью/днем;
  • проезд в гостиницу и обратно в аэропорт;
  • отправка двух электронных сообщений или совершение телефонных звонков 1 раз в 2 часа;
  • хранение багажа в течение всего периода ожидания.

Требования о безвозмездном обслуживании закреплены федеральными авиационными правилами. Игнорировать нормативный акт перевозчики не могут.

Кроме того, пассажир вправе получить денежную выплату. При отказе от перелета, транспортная компания обязана вернуть стоимость билета. Для этого в посадочном талоне сотрудник аэропорта делает отметку о задержке рейса. Далее придется подать заявление с указанием банковских реквизитов для перевода. В большинстве случаев вопрос решается оперативно.

Как получить компенсацию убытков

Добиться полного возмещения ущерба пассажирам будет сложнее. Такие споры редко разрешаются в досудебном порядке, но направлять претензию обязывают процессуальные правила. В обращении клиенту следует указать анкетные данные, контакты, день и время покупки билетов, информацию о рейсе, а также сумму компенсации. Все факты потребуется документально подтвердить. Лучшим доказательством является справка об отложении вылета, удостоверенная аэропортом.

Суд принимает и альтернативные доказательства. Так, в заседании дадут правовую оценку посадочным талонам с отметками о задержке вылета, сообщениям о времени отправления и прибытия. Не будут лишними квитанции о дополнительных расходах пассажира. Так, если перевозчик игнорировал авиационные правила, приложить нужно чеки об оплате гостиницы, ресторанные счета, распечатки телефонных звонков. Об уклонении ответчика от разрешения спора будут свидетельствовать копии претензий и ответы на них.

При обращении в суд важно правильно рассчитать компенсацию. Ее размер во многом зависит от типа перелета. Внутреннее сообщение регулируется нормами Воздушного кодекса РФ. В случае с международными рейсами действуют положения Монреальской конвенции, ратифицированной в апреле 2017 года.

При задержке внутреннего рейса по вине перевозчика за каждый час ожидания пассажир получает 25% МРОТ. Итоговая сумма не должна превышать половину стоимости билета. Если речь идет о полетах на территорией Евросоюза, применению подлежит регламент № 261/2004. За 3 часа просрочки авиакомпания платит 250 – 600 евро. Расчет возмещения при задержке международного рейса производится с опорой на специальные права заимствования – СДР. Компенсация может достигать 4 150 единиц. В конце января 2021 года 1 СДР был равен 105,6776 рубля.

Вина перевозчика не подвергается сомнению в следующих случаях:

  • борт и экипаж оказались не готовы к перелету;
  • допущена ошибка в расписании;
  • отказ в посадке обусловлен овербукингом;
  • рейс отменен из-за нерентабельности.

Настаивать на компенсации морального вреда и штрафа нельзя, если задержка вызвана форс-мажором. В такой ситуации перевозчик возвращает только стоимость билетов. Определение непреодолимых обстоятельств закреплено ст. 401 ГК РФ, ст. 120 ВК РФ и ст. 19 Монреальской конвенции.

В завершение отметим неоднозначность судебной практики. Служители Фемиды встают на сторону пассажиров лишь при явном и грубом нарушении законодательства. Взыскать компенсацию удастся, если доказано ненадлежащее исполнение договора перевозки. В заседании потребуется обосновать заявленный размер убытков, а также причинно-следственную связь между вредом и действиями транспортной компании.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Александровна
Юрист. В 2013 году окончила Московский институт государственного управления и права по специальности «Юриспруденция».
  • Публикаций: 173
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас