Есть вопросы? Задайте их нашим юристам!
Задать вопрос
Самое интересное
Закрыть окно
Гражданское право / Гражданские дела / Введение в заблуждение потребителя: ответственность

Какая ответственность за введение в заблуждение потребителя?

Умышленное введение в заблуждение с целью получения выгоды от продажи товаров (работ, услуг) может повлечь гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Все зависит от обстоятельств случившегося, его последствий и тех мер, которые примет потерпевшая сторона.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственностьТакую ответственность можно назвать универсальной. Она наступает в рамках применения Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП), а привлечение к ней не исключает наступления административной или уголовной ответственности.

Законодательство в сфере защиты прав потребителей обязывает производителей, исполнителей и продавцов предоставлять потребителям достоверную информацию о себе и своих товарах, работах или услугах.

Среди обязательной информации:

  1. фирменное наименование организации (ИП), местонахождение (адрес), режим работы, сведения о госрегистрации;
  2. сведения о лицензиях, сертификатах, свидетельствах, аккредитации и прочих разрешительных документах и процедурах, которые обязательны для организаций и ИП определенных видов деятельности;
  3. сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  4. специальный набор сведений, установленный для продуктов питания;
  5. сведения о противопоказаниях при заболеваниях;
  6. цена в рублях;
  7. гарантийный срок, а также срок службы или срок годности;
  8. правила и параметры безопасного и эффективного использования товаров (работ, услуг).

Полный перечень информации указан в ст.10 ЗоЗПП и для определенных товаров (работ, услуг) конкретизируется в нормативно-правовых актах Правительства РФ.

Кроме того, изготовители (продавцы, исполнители) обязаны предоставлять потребителям такие сведения о продукции (товарах, услугах, работах), которые предусмотрены договором. Как правило, в данном случае речь идет о критериях качества, по которым стороны договариваются его оценивать.

Если продавец (исполнитель, производитель) ввел в заблуждение относительно вышеперечисленной информации и это выявилось уже после приобретения товара (услуги, работ), потребитель вправе воспользоваться всеми средствами защиты своих прав:

Если требования не выполняются добровольно, потребитель вправе обратиться с иском в суд. В этом случае можно взыскать не только потраченные деньги, но и убытки, а также штраф за неисполнение требований в досудебном порядке.

Административная ответственность

Административная ответственностьВведение в заблуждение потребителя 15 лет назад квалифицировалось как преступление. В 2003 году ст. 200 УК РФ была отменена, а действия – декриминализованы. Сегодня это административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП (обман потребителей).

Названная административная статья предусматривает ответственность за два правонарушения:

  1. Часть первая позволяет привлечь за обмеривание, обвешивание, обсчет либо иной обман потребителей. Виновное лицо может получить за это штраф в размере 3-5 тыс. рублей (граждане), 10-13 тыс. рублей (должностные лица) или 20-50 тыс. рублей (организации).
  2. Вторая часть предусматривает ответственность за введение потребителей в заблуждение по поводу качества или потребительских свойств товаров (работ, услуг) при их продаже или производстве товаров с целью сбыта. Ответственность здесь выше: организации могут получить штраф в размере до полумиллиона рублей, а должностные лица – до 20 тыс. рублей.

Административная ответственность наступает за введение в заблуждение при заключении договора (устного, письменного, частного, публичного), а для товаров – в том числе при их производстве с целью сбыта.

Обман может выражаться в следующем:

  • обмеривание (обман по размеру);
  • обвешивание (обман по весу);
  • обсчет (обман по взимаемой сумме или по сдаче);
  • передача потребителю товара (результата услуг или работ), которые не соответствуют условиям договора и (или) установленным обязательным требованиям (ТУ, стандарты, нормативы и пр.).

Для правильного применения ст. 14.7 КоАП РФ необходимо обращаться к Закону о защите прав потребителей – его терминологии и правилам.

В отличие от ранее действовавшей статьи 200 УК РФ, административная норма не требует наступления последствий – достаточно самого факта обмана, который, разумеется, должен быть в пользу нарушителя.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственностьНа текущий момент за обман потребителей соответствующая статья УК РФ не предусмотрена. Однако, учитывая обстоятельства конкретных действий, вероятность привлечения к уголовной ответственности все-таки существует – например, за мошенничество (ст. 159) или, крайне редко, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

В последние годы мошенничество в сфере оказания услуг, выполнения работ и продажи товаров стало актуальной темой. Хотя доказать наличие состава преступления бывает крайне сложно. Здесь нужно учитывать, что обман потребителя в данном случае выступает лишь средством, способом хищения и сам по себе уголовно ненаказуем, если не было покушения на хищение.

Классический вариант мошенничества – это когда вам, например, пообещали выполнить определенные работы, взяли за это деньги, но ничего не сделали и, главное, не собирались ничего делать. Как мошенничество в ряде случаев можно квалифицировать и ситуации продажи некого очень дорогого товара при фактической продаже его дешевого аналога или «пустышки». Вместе с тем, грань между сугубо гражданско-правовыми отношениями, которые нужно разбирать в порядке «истец-ответчик», и преступлением часто бывает очень тонкой. На практике мошеннические действия – это в большинстве случаев система целенаправленных действий по обману потребителей с целью наживы. И пока такая система не будет выявлена, одиночные факты не привлекают внимание правоохранительных органов. Да и сами потребители редко пишут заявления в полицию.

При определенных условиях можно рассматривать и вариант применения ст. 238 УК РФ – за производство либо сбыт товаров (продукции), выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В данном случае не имеет значения, был ли обман потребителей или не был – этот факт доказывать не нужно. Более того, потребитель может быть прекрасно осведомлен о том, что качество сомнительное. Важно другое – чтобы товары, работы или услуги были опасны, не соответствуя установленным требованиям (нормативам, стандартам и т.д.). Наступление каких-либо тяжких последствий (увечье, смерть и т.п.) для уголовной ответственности роли не играет, но важно для привлечения по более суровым ч. 2 и ч. 3 ст. 238 УК РФ.

К ответственности по УК РФ можно привлечь только физических лиц. Если обманула организация, то придется выявлять конкретных лиц, которые совершили преступление, либо доказывать наличие организованной группы и только так привлекать к ответственности всех ее участников.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ). Любимые темы: финансовая сфера, кредитование, политика, юридические услуги, закон и право. Люблю писать специализированные статьи для профессиональной аудитории – с соответствующей подачей и корректной терминологией, без «воды» и пространственного описания вещей, которые специалисты и так понимают.
  • Публикаций: 524
  • Ответов на вопросы: 15
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
Какой срок исковой давности по гражданским делам? Какой срок исковой давности по гражданским делам?
Обжалование постановления об административном правонарушении Обжалование постановления об административном правонарушении
Как подать иск об освобождении имущества от ареста Как подать иск об освобождении имущества от ареста
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *