Приобретая билеты на самолет, пассажиры заключают с транспортной компанией договор перевозки. Каждая из сторон обязана надлежащим образом выполнять свои обязанности и не допускать злоупотребления правами.
В обычных условиях взаимоотношения участников регулируются Воздушным кодексом РФ, законом о защите потребителей и рядом отраслевых регламентов. Пандемия внесла в юридическую базу коррективы. Огромное количество споров оказалось на рассмотрении российских судов.
Расторжение сделки и возврат стоимости билетов
Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка заставляет пассажиров отказываться от поездок. Причиной срыва путешествий становятся:
- закрытие границ иностранными государствами;
- отмена рейсов;
- необходимость соблюдения карантина в связи с заражением;
- прекращение авиасообщения со странами и другое.
При этом добиться возврата стоимости билетов удается не всем. Примером положительной судебной практики можно считать дело № 2-1735/2020. Спор рассмотрел Усть-Илимский городской суд Иркутской области 24.08.2020 года.
Женщина приобрела билет на июньский рейс. Стоимость поездки была внесена в полном объеме. Распространение опасной инфекции путешественница сочла уважительной причиной отказа от перелета. Дама направила авиакомпании требование о расторжении договора и возврате предоплаты. Ответчик претензии проигнорировал.
Суд удовлетворил иск. После получения информации об угрозе заражения вирусом потребитель имел право отказаться от исполнения сделки. Фактически поездка была невозможна, а потому возврат билетов являлся вынужденным. Пунктами же 116 и 120 правил Минтранса РФ № 155 от 25.09.2008 года в таких ситуациях пассажиру компенсируется 100% стоимости проездного документа. Аналогичный подход продемонстрировал Якутский суд республики Саха при разрешении спора № 2-5965/2020.
Когда в возмещении могут отказать
В практике встречаются и отрицательные решения. Примером является позиция Ханты-Мансийского суда ХМАО по спору № 2-2403/2020. Гражданин планировал поездку из Анапы в Сургут. Путешествие должно было состояться 23.06.2020 года. Билеты на самолет мужчина оплатил в полном объеме. Потребитель выбрал программу, не предусматривающую возврат стоимости.
В середине апреля на сайте транспортной компании опубликовали информацию об аннулировании билетов. Удовлетворять требования гражданина отказались. В итоге спор вынесли на рассмотрение суда.
Служители Фемиды рассуждали следующим образом:
- статья 107.2 ВК РФ установила особый порядок компенсации провозной платы при угрозе чрезвычайных ситуаций или установлении режима повышенной готовности;
- правительственное постановление № 991 от 06.07.2020 применимо к внутренним рейсам с 18.03.2020;
- под действие регламентов попадают соглашения, заключенные до 01.05.2020.
Возврат стоимости билетов по договорам, отвечающим критериям, производится в обязательном порядке. Сроки выплат установлены в постановлении № 991. А вот статья 108 ВК РФ к таким отношениям не применяется.
Поскольку с момента отправления спорного рейса не истекло 3 года, требования отклонили. Суд посчитал иск преждевременным.
Таким образом, при схожих обстоятельствах конфликты могут разрешаться по-разному. Практика по направлению остается противоречивой. Юристы и адвокаты ожидают разъяснений высших инстанций. Единая позиция позволила бы снизить количество дел в апелляции и кассации.