Неустойка за просрочку доставки мебели по Закону о защите прав потребителей составляет 0,5% за каждый день. Но есть тонкости, касающиеся порядка расчета и исчисления сроков. Разберемся, как посчитать неустойку, на что еще потребитель имеет право и как взыскать деньги через суд.
Размер и расчет неустойки
Согласно ст. 23.1 Закона от 07.20.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», за нарушение сроков доставки мебели с продавца можно потребовать неустойку в размере 0,5% за каждый день просрочки от внесенной предоплаты, но не более всей стоимости товара. Отсчет срока начинается со дня, в который должны были все доставить, и заканчивается датой доставки или возврата денег.
Пример:
Женщина заказала диван стоимостью 30 000 руб., внеся предоплату в размере 10 000 руб. По договору ей должны были его привезти 10 апреля, но доставили только 20 числа.
Какой будет неустойка:
10 000 х 0,5% = 50 руб. – пеня за один день.
50 х 11 (дней просрочки) = 550 руб. – общая сумма неустойки.
Обратите внимание! Неустойку не получится взыскать, если нарушены сроки доставки мебели из-за форс-мажорных обстоятельств: карантина, тяжелой болезни, и пр. Эти обстоятельства он должен доказать, особенно если деньги взыскиваются в судебном порядке.
Права потребителя
Если продавец нарушил сроки, указанные в договоре, покупатель может потребовать:
- Вернуть предоплату и расторгнуть договор.
- Передать мебель в новый срок, определенный по договоренности.
Примечание: проще потребовать возврат денег. Как показывает практика, если срок нарушен однажды, его не будут соблюдать и потом.
Как урегулировать ситуацию мирно
Если не хочется обращаться в суд, можно попробовать обойтись без этого, направив продавцу претензию. В ней указываются все требования: об уплате неустойки, о расторжении договора и возврате предоплаты.
Магазин обязан ответить на претензию в течение 30 дней. Если она отправляется почтой, срок доставки письма в этот период не входит. Отсчет срока начинается с момента получения претензии продавцом.
Если продавец отказывается добровольно выполнять требования, содержащиеся в претензии, покупатель в дальнейшем сможет взыскать штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований, если решит обратиться в суд (п.6 ст. 13 Закона №2300-1).
Как взыскать неустойку через суд
Если общая цена иска не превышает 100 000 руб., исковое заявление о взыскании неустойки можно подать в мировой суд. Если больше – в районный. Обратиться можно в суд по своему месту жительства или регистрации, либо по адресу, указанному в договоре.
Как вернуть деньги при нарушении сроков доставки и что нужно сделать при обращении в суд:
- Рассчитать неустойку. Это истец делает самостоятельно, суд может только уменьшить ее размер в зависимости от ситуации. Расчет приводится в заявлении.
- Составить исковое заявление в нескольких экземплярах по количеству сторон + для суда.
- Подготовить документы: договор с ответчиком, чеки об оплате, копию паспорта.
- Отправить копии документов ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Получить уведомление о вручении, подать его вместе с остальными документами в суд.
- Получить определение о принятии документов к производству. Его суд выносит в течение пяти дней после регистрации заявления.
- Получить определение о назначении предварительного заседания. Там будет указана дата, время и место.
- Прийти на предзаседание. Оно проводится в форме беседы. На нем судья уточнит требования и возможность примирения сторон. Если оно невозможно, дело назначается к судебному разбирательству.
- Участвовать в разбирательствах. По закону дело рассматривается за один месяц, но на практике срок нередко растягивается.
В завершение суд вынесет решение, где будет указано, в какой срок ответчик должен выплатить неустойку и что еще он обязан сделать в зависимости от требований истца. Решение вступит в силу через месяц. Если продавец отказывается платить, покупатель может обратиться с исполнительным листом к приставам, и деньги взыщут в принудительном порядке.