Жилищное право и вопросы ЖКХ / Кадастр / Внесение изменений в ЕГРН: срок, порядок действий

Внесение изменений в сведения ЕГРН: порядок действий и документы

Кадастровые реестры, которые ведутся государственными органами, могут в порядке, установленном законом, корректироваться. Изучим то, как вносятся изменения в реестр ЕГРН, сведения из которого удостоверяются специальной выпиской, заменившей в 2017 году привычный для многих участников правоотношений в сфере недвижимости документ — кадастровый паспорт.

Используются ли сейчас кадастровые паспорта?

Внесение изменений в сведения ЕГРНВнесение изменений в кадастровый паспорт квартиры — процедура, которая была предусмотрена законодателем до 2017 года. Сейчас действуют другие нормы права, по которым изменения, аналогичные тем, что вносились в кадастр (и отражались в отдельном паспорте), вносятся в другой объект — Единый государственный реестр недвижимости. Удостоверяются данные изменения, как и прочие сведения об объектах недвижимости, уже не кадастровым паспортом, а выпиской из ЕГРН. В ней содержатся сведения, которые ранее отражались:

  • в кадастровых паспортах;
  • в выписках из другого реестра — ЕГРП.

Таким образом, в новом документе отражаются как сведения об объекте недвижимости, так и информация о его правообладателях.

Вступление с 2017 года в силу новых норм права, отменивших применение кадастровых паспортов и установивших применение выписок из ЕГРН, предопределило формирование обновленных схем внесения изменений в государственные кадастровые записи. Изменились требования к документам, которые должны предъявляться заинтересованными лицами при внесении изменений в различные реестры (разделы реестров), изменился порядок взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами, отвечающими за регистрацию соответствующих изменений.

ЕГРН — очень сложный реестр, и в нем могут отражаться самые разные типы данных. Механизмы, по которым осуществляется внесение изменений в текущие записи, что отражены в соответствующем реестре, во многих случаях несхожи и следование им требует детального изучения норм законодательства различной направленности. Однако, стоит отметить, что законодатель инициировал учреждение ЕГРН в целях ускорения процедур учета объектов недвижимости. Поэтому, в ряде правовых контекстов можно пронаблюдать и упрощение соответствующих процедур.

В целом, по факту вступления в силу положений законодательства, инициировавших внедрение в систему управления кадастром такой ресурс как ЕГРН, появилось 3 базовых механизма внесения корректировок в данный реестр:

  1. Внесение изменений по факту совершения регламентированной сделки (например, купли-продажи недвижимости). На основании сведений о сделке государственные органы, которые рассматривают их в порядке, определенном законом, вносят изменения в ЕГРН.
  2. По факту проведения компетентными органами власти и учреждениями — прежде всего, на муниципальном уровне, предусмотренных законом регистрационных действий. Например, нотариус, оформивший свидетельство о наследстве, также обязан направить в компетентные органы сведения о новом собственнике на недвижимость, на основании которых будут внесены изменения в ЕГРН.
  3. По факту направления тем или иным заинтересованным лицом мотивированных возражений касательно регистрационных действий, которые сопровождаются внесением изменений в ЕГРН. В данном случае речь идет о внесении в ЕГРН особой разновидности записи, которая позволяет собственнику, если это будет необходимо, защитить свои права в случае, если с его недвижимостью будут произведены операции без должного уведомления собственника.

К числу правоотношений и обстоятельств, при которых внесение изменений в ЕГРН может потребоваться, можно отнести:

  • изменение адреса объекта недвижимости;
  • перепланировка квартиры;
  • вступление гражданина в права наследования на квартиру (долю в ней).

Изучим то, какие документы заинтересованному лицу могут потребоваться для внесения изменений в ЕГРН в указанных случаях.

Как отразить в ЕГРН изменение адреса квартиры?

Адрес объекта недвижимости — характеристика, которая устанавливается в порядке, строго определенном законодательством. Принятие решений об установлении адресов для зданий — прерогатива органов власти. Сейчас такие компетенции строго закреплены за муниципалитетами пунктом 6 Правил присвоения адресов, которые утверждены Постановлением Правительства России от 19.11.2014 № 1221.

Крайне маловероятно появление подобных компетенций у рядового гражданина. Но если говорить о возможных действиях органов власти по внесению изменений в адресе того или иного объекта недвижимости, то данные действия предполагается осуществлять в последовательности, установленной пунктами 27-43 Правил, введенных в действие Постановлением № 1221.

Как отразить в ЕГРН перепланировку квартиры?

Другое дело — отражение в ЕГРН сведений о действиях, которые вполне могут быть осуществлены и рядовым собственником жилья. Например — о перепланировке объекта недвижимости.

В общих случаях для решения задачи, о которой идет речь, владельцу квартиры нужно будет подготовить:

  • заявление установленной формы;
  • собственный паспорт;
  • свидетельство о праве собственности на жилье;
  • свежий технический паспорт на помещение;
  • текущую выписку из ЕГРН;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

В каких случаях действия, которые произведены собственником квартиры, могут быть классифицированы как перепланировка (соответственно, как повод вносить изменения в ЕГРН)? К таковым правомерно отнести:

  1. изменение площади объекта недвижимости, структуры и количества комнат;
  2. изменение назначения тех или иных помещений;
  3. выявление ранее не отраженных в кадастровых записях площадей внутри квартиры;
  4. внесение изменений в конфигурацию отдельных помещений в квартире.

В некоторых случаях указанные документы может потребоваться дополнить:

  • решением суда — если перепланировка осуществлялась на его основании;
  • инженерными, финансовыми документами — подтверждающими состав проведенных работ, их сложность и стоимость.

Конкретный перечень документов всегда нужно уточнять в локальном представительстве Росреестра — ведомства, в которое собранные документы, собственно, направляются. Во многих российских городах работают Многофункциональные центры — имеет смысл обращаться за уточнениями по перечням документов при перепланировке также к специалистам МФЦ, поскольку у них во многих случаях есть достаточный опыт в разрешении типичных вопросов, связанных с регистрацией изменений в ЕГРН.

Как отразить в ЕГРН получение наследства на квартиру или долю в ней?

Если гражданин получил в наследство квартиру или долю в ней, то сведения об этом должны быть внесены в ЕГРН. Часть необходимых действий в таких случаях, как мы отметили выше, осуществляет нотариус.

Но, в предусмотренных законом случаях, определенные действия нужно производить и гражданам. В этих целях в Росреестр — напрямую или при посредничестве МФЦ могут предоставляться:

  • паспорт;
  • свидетельство о собственности на недвижимость;
  • свидетельство, удостоверяющее наследство.

Аналогично, для того, чтобы определить, каким должен быть полный комплект документов, следует запрашивать дополнительные консультации в Росреестре или содействующих его работе структурах.

Обычный срок внесения ведомством изменений в ЕГРН, если с поданными документами все в порядке — 3 рабочих дня.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Марина Юрьевна
Высшее юридическое образование. Есть практический опыт работы в правоохранительных органах, в сфере гражданского права, в отрасли государственного заказа.
  • Публикаций: 515
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас