Отношения между потребителями электрической энергии и снабжающими организациями попадают под действие закона № 2300-1 от 07.02.1992 года. Поставщик несет ответственность за информирование клиентов, качество и своевременность оказания услуг. Однако правовое регулирование не ограничивается одним нормативным актом. Покупка электричества регламентируется рядом отраслевых документов. Отдельные правила утверждены на случай выхода из строя приборов учета.
Кто должен ставить счетчик
Согласно пункту 80 правительственного постановления № 354 от 06.05.2011 года обязанность по приобретению и монтажу приборов учета лежит на гарантирующем поставщике. Норма адресована организациям, обслуживающим индивидуальные дома, многоквартирные здания и общежития. Бесплатно гражданам оказывают услуги по первичной установке пломб, регулярной поверке и замене неисправных счетчиков.
Собственники помещений отвечают за сохранность оборудования. При его повреждении виновные лица возмещают поставщику убытки.
Поломка счетчика
В течение 1 рабочего дня с момента обнаружения неисправности собственник помещения должен известить гарантирующего поставщика. Представители обслуживающей организации обязаны явиться на место, проверить состояние прибора учета и составить акт. Специалисты проводят визуальный осмотр, оценивают целостность пломб. Если установить причину неисправности невозможно, оборудование могут изъять на экспертизу.
При отсутствии вины потребителя стоимость электроэнергии в период поломки счетчика начисляется по правилам пункта 59 правительственного постановления № 354. Плата рассчитывается по среднемесячному потреблению абонента за минувшие 6 месяцев. Аналогичный период отведен обслуживающей организации на установку нового прибора учета. При этом взыскивать с граждан штрафы или требовать возмещения затрат на приобретение счетчика запрещено.
Если неисправность прибора обусловлена вмешательством потребителя, а факт поломки установлен представителями снабжающей организации, расчет производится по иным правилам. Объем поставленной энергии определяют с момента последней проверки счетчика до составления акта о нарушении. Документ вручается потребителю в течение 3 рабочих дней. Период начисления не должен превышать 1 год (пункты 192, 196 правительственного постановления № 442 от 04.05.2012 года). При этом поставщик должен доказать факт безучетного потребления энергии.
Таким образом, в случае неисправности замена счетчика осуществляется за счет продавца электричества. Требовать от потребителя возмещения затрат, приобретения оборудования или оплаты услуг обслуживающая организация не вправе. Порядок же расчета стоимости электроэнергии напрямую зависит от причин выхода прибора из строя и своевременности извещения о поломке. Если поставщик пренебрегает утвержденными правилами, гражданин может обратиться в жалобой в Роспотребнадзор либо в суд.