Если вам пришло письмо от коллекторов – значит, ваш кредитор привлек к вопросу погашения задолженности профессионального посредника, а он, в свою очередь, посчитал необходимым именно таким способом осуществить взаимодействие с должником.
Направление почтовой корреспонденции по месту жительства (нахождения) должника и (или) электронных писем – допустимые действия коллекторов, которые прямо указаны в законе среди разрешенных способов взаимодействия. По сравнению с другими вариантами к ним предъявляются менее строгие требования, поэтому коллекторы используют их зачастую более активно.
Особенности взаимодействия коллектора и должника посредством направления писем
Переписка не относится к способам непосредственного взаимодействия с должником. Здесь нет прямого контакта, как в случаях с телефонными разговорами или личными встречами и переговорами. Именно поэтому к направлению писем, как почтовых, так и электронных, предъявляются не очень строгие требования.
Закон допускает два вида (способа) переписки, причем оба считаются самостоятельными:
- сообщения по сетям электросвязи (телеграммы, СМС-ки и другие подобные варианты);
- почтовые отправления – проще говоря, любые письма, которые приходят от коллекторов через обычную и электронную почтовую связь.
Независимо от варианта переписки существуют единые правила и требования к ее осуществлению:
- Письма должны быть адресованы исключительно должнику, а не третьим лицам. Иное возможно, если должник дал письменное согласие, а третьи лица не выразили несогласия с получением писем.
- На почтовую переписку, включая электронные письма, не распространяются требования по времени и количеству сообщений, как предусмотрено для других способ взаимодействия с должником. Коллекторы вправе сами определять, когда и в каком количестве направлять письма. Это правило не относится к телеграфным, текстовым и другим сообщениям, которые направляются по сетям электросвязи. Обычно здесь речь идет об СМС-ках, и все четко регламентировано: в рабочее время – с 8 до 22 часов, в иное – с 9 до 20 часов, не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 раз в месяц.
- В почтовых письмах, включая электронные, обязательно должны быть отражены следующие сведения:
- о кредиторе и лице (коллекторе), которое действует в его интересах (ОГРН, ИНН и юридический адрес – для организаций, ФИО и ОГРН – для физлиц и предпринимателей, а также контактные данные (телефон, почтовый адрес, e-mail), договоры и иные документы, подтверждающие правомочия, – для всех);
- ФИО и должность лица, подписавшего письмо;
- информация о договоре и других документах, из которых вытекает требование к должнику;
- размер и структура долга, срок и порядок его погашения;
- банковские реквизиты, куда можно перечислять сумму долга.
- Текст почтовых отправлений должен быть читаемым. Четкими и понятными для чтения должны быть и документы-приложения.
- Вся переписка ведется строго на русском языке. В письмах не должно быть оскорблений, угроз, унижения чести и достоинства, злоупотреблений правом, а также манипуляций с введением должника в заблуждение относительно обязательства и других вопросов возникновения и погашения задолженности.
Обратите внимание: для почтовой переписки не предусмотрено право должника отказаться от такого способа взаимодействия. Нельзя в данном случае и ограничить действия коллекторов, направив им заявление о необходимости вести переписку исключительно через представителя – адвоката. Все эти правила применимы только к телеграфным, текстовым и другим сообщениям, которые направляются по сетям электросвязи.
Что делать, если коллекторы начинают направлять письма
С позиции закона и практики, письма подразумевают текстовую информацию и документы-приложения к ней, направляемые обычным письмом или электронным. Этот вариант коллекторы могут использоваться практически безгранично, за исключением обязательного содержания и установленных для него запретов.
Слабая урегулированность ведения почтовой переписки с должником и достаточная мягкость требований вполне объяснимы. Должник может их читать, а может не читать – это его право. Электронные письма можно заблокировать, а обычную почтовую корреспонденцию – не забирать. Таким образом, это – далеко не самый эффективный способ взаимодействия, и реального психологического давления он оказать не может, если человек уравновешен и способен адекватно воспринимать поступающие письма.
Как реагировать на письма – это главный вопрос:
- Их стоит читать, чтобы узнать актуальную информацию относительно процесса истребования и взыскания задолженности.
- На письма можно отвечать, а можно и не отвечать. Они носят всего лишь информирующий характер. Тем не менее, в рамках переписки должник вполне может доводить до сведения коллекторов и кредитора свою позицию, а также формулировать свои предложения относительно урегулирования долгового вопроса. Аналогичные действия подразумеваются и со стороны кредитора.
- Если письма нарушают права и интересы должника, в них нет обязательной информации и (или) высказаны угрозы, оскорбления, унижающие слова, то должник вправе направить жалобу на действия коллекторов приставам (территориальное подразделение ФССП), в полицию или прокуратуру. При подготовке жалоб целесообразно приложить копии полученных от коллекторов писем и приложений, электронную переписку (распечатку)необходимо заверить нотариально.
Самое первое письмо обязательно стоит прочитать. Из него можно будет узнать актуальную и официальную позицию кредитора и коллекторов. И только если переписка начинает приобретать надоедающий характер, не неся в себе важной для вас информации, можно ее просто игнорировать. Но все-таки время от времени стоит читать, иначе велика вероятность упустить что-то важное, например, начало процедуры судебного взыскания долга. За разъяснениями лучше всего обращаться непосредственно к кредитору – он точно владеет всей полнотой информации. Коллекторы могут и обмануть, что-то недосказать, перейти на шантаж. Кроме того, не от них зависит принятие решений по задолженности и ее судьбе.