Избавиться от назойливых звонков коллекторов мечтает каждый должник. Ведь при возникновении просроченной задолженности банковская организация чаще всего передает взыскание долга в коллекторские агентства, которые обязаны вернуть деньги банку любыми законными путями. Однако нередко коллекторы начинают бесконечно звонить должникам даже в неподходящее время, оказывая на них психологическое давление, дабы взыскать задолженность. Разберемся более подробно, как обезопасить себя от звонков коллекторов и что делать, если они постоянно звонят?
Каким образом противостоять звонкам от коллекторских агентств?
Федеральный закон, касающийся защиты прав и интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просрочек по кредиту, существенно изменил возможности действий коллекторских агентств. Однако, многие коллекторы продолжают назойливо звонить должнику и его контактным лицам, пытаясь вернуть долг любыми путями, даже в обход закона, так как на этом у них завязана зарплата. Так что делать в таком случае должнику?
Банковское учреждение или микрофинансовая организация не вправе дополнительно разыскивать контактных лиц, задолжавшего им заемщика, которые могли бы с ним общаться. Такими полномочиями наделено только МВД, выполняющее служебные задачи. Банк по закону не может разглашать сведения о просрочках должника третьим лицам без его согласия. Такие требования к банковским структурам указаны в пункте 1 статьи 857 ГК РФ.
В случае если вы сообщили контакты своих родственников в анкете при оформлении кредита, то вы вправе отозвать персональные данные путем написания заявления, которое будет подтверждать, что вы отказываетесь от любого общения с банком по вопросам, касающимся кредитных долгов.
Куда обращаться, если банк продолжает звонить?
Если банковская организация продолжает звонить вам, пытаясь вернуть просроченный долг, тогда вы можете написать жалобы:
- В Росстат – федеральную службу госстатистики, которая собирает статистические данные о социальном, демографическом, экономическом и других положениях в России. При поступлении жалобы, этот госорган возбудит в отношении банка административное производство и оштрафует его. Согласно статье 13.11 части 1 КоАП РФ в этом случае банку за нарушение прав заемщика будет грозить штраф в размере до 50 000 рублей.
- В головное отделение банковского учреждения. Вы можете обратиться с жалобой на конкретных сотрудников. В жалобе нужно указать информацию о том, какие номера беспокоят вас, время звонков. По возможности, если с вами разговаривали грубо, можете приложить к жалобе аудиозапись разговоров, а также детализацию входящих вызовов от оператора. Это позволит банку провести тщательную служебную проверку в отношении специалистов, которые вели с вами переговоры, и депремировать их.
- В службу судебных приставов. По закону вы можете обратиться с жалобой к приставам, которые наделены функциями по работе с жалобами должников на коллекторские агентства.
- В органы надзоры. При нарушении законов и прав, а также при угрозе жизни и здоровью, вы можете пожаловаться на банк в прокуратуру, в центробанк, суд.
В случае если жалоб в надзорные органы на МФО или банк будет много, то Центробанк сможет лишить его лицензии на осуществление банковской деятельности.
Как правильно разговаривать с коллекторскими агентствами?
Если звонят коллекторы и угрожают, то вам необходимо поступать следующим образом:
- Первое, что необходимо делать, когда поступает звонок от коллекторов – включать диктофон, поскольку любая часть разговора может в будущем сыграть весомую роль, особенно если вам будут угрожать.
- Обязательно задавайте массу вопросов звонящему коллектору. При звонке сразу же попросите его назвать ФИО, должность и полное наименование организации, в котором он трудится, а также адрес и контактные данные. Такое начало разговора даст коллекторам понять, что психологическое давление на вас не подействует.
- Уточните, в связи с чем, звонящий требует с вас оплату долга, и имеет ли он право представлять банковские интересы. Попросите назвать его номер кредитного договора и дату заключения, а также договор об уступки прав коллекторскому агентству от банка.
В других случаях, вы можете моментально прекратить разговор с коллекторами, которые попросту не имеют отношения к вам и конкретной ситуации. При этом не забудьте сообщить собеседнику, что его действия подпадают под статью вымогательство, на основании статьи 163 УК РФ.