Туризм и миграция / Туризм / Возврат денег за путевки из-за коронавируса: судебная практика 2020 года

Возврат стоимости туристических продуктов в условиях пандемии: обзор судебной практики 2020 года

Возврат стоимости туристических продуктов в условиях пандемии: обзор судебной практики 2020 года

Ограничительные меры в связи с распространением вируса covid-19 нанесли тяжелый удар по туристическому бизнесу. Компаниям пришлось корректировать сроки путешествий, согласовывать с клиентами новые условия и возвращать предоплату. Далеко не всегда сторонам удавалось договориться. Огромное количество споров пришлось рассмотреть российским судам.

Возврат стоимости путевки

Россияне успешно взыскивают с туристических компаний предоплату за несостоявшиеся поездки. Ярким примером является дело № 2-2412/2020. Спор между агентом и потребителем рассмотрел Советский районный суд Липецка. Гражданин заключил договор на оказание услуг. Исполнитель обязался подобрать, забронировать и продать клиенту путевку в Доминиканскую республику. Поездку запланировали на апрель – май 2020 года. Потребитель оплатил услуги в полном объеме, включая стоимость тура.

После установления ограничительных мер гражданин направил агенту уведомление об отказе от путевки. Клиент просил вернуть оплаченные средства. Однако добровольно компенсировать потери исполнитель отказался.

Суд отметил следующие обстоятельства:

  • прекращение авиасообщения с иностранными государствами с 23.03.2020 года;
  • наличие угрозы жизни и здоровью туриста при организации поездки в период действия ограничений;
  • закрытие границ.

Требования клиента признали обоснованными, а компенсацию взыскали в полном объеме. В решении суд также заявил о существенном изменении обстоятельств. При наличии у потребителя информации о грядущей пандемии договор не заключался бы. Попытка ответчика добиться замены несостоявшегося тура новым продуктом успехом не увенчалась. Этот вопрос следовало решать в досудебном порядке.

А вот взыскать деньги с добросовестного агента не так просто. Суд может отказать в иске, если не истек срок предоставления клиенту равнозначного продукта либо добровольного возврата средств. Временные ограничения установлены правительственным постановлением № 1073 от 20.07.2020 года. Подход продемонстрировал Ленинский райсуд Омска при разрешении спора № 2-1715/2020.

В заключение отметим, что федеральный регламент применяется к отношениям, возникшим до 31.03.2020 года. Однако права и обязанности у участников конфликта должны возникнуть после введения нормативного акта в действие, то есть с 24.07.2020.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Александровна
Юрист. В 2013 году окончила Московский институт государственного управления и права по специальности «Юриспруденция».
  • Публикаций: 173
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас