Подать жалобу в налоговые органы могут физические лица, юридические лица (представители организаций), иностранные граждане. В зависимости от того, на каком основании готовится обращение, выбирается способ направления обращения, устанавливаются сроки подачи, а также порядок рассмотрения.
Основания подачи жалобы
Законом не ограничен строгий список обстоятельств, при которых человек может направить жалобу в ФНС. Каждый гражданин, считающий, что его права/интересы в сфере налогообложения были нарушены, может оформить письменное заявление. И, как показывает практика, львиная доля нарушений связана с жалобами в налоговую инспекцию на работодателя. Основания подачи заявления на неправомерные действия работодателя:
- Частичное предоставление «серой зарплаты», то есть выплата денег в конверте. Такие действия нарушают права работника, поскольку из таких доходов не делаются страховые взносы. А значит и на размер пенсионных выплат такая заработная плата влиять не будет. С другой стороны, каждый из участников нарушает законодательство о налогообложении, то есть стороны не делают обязательные отчисления налога в пользу государства.
- Задержка заработной платы, когда сроки выплат существенно нарушаются руководителем предприятия.
В случае с предоставлением «серой» зарплаты руководитель нарушает сразу несколько норм НК России. Согласно статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, юридическое лицо будет нести наказание в виде штрафа, равного 20% от неуплаченной суммы налога.
Перед подачей жалобы на своего работодателя необходимо принимать во внимание тот факт, что фирма не привлекается к ответственности без предварительного расследования. Поэтому работник должен быть готовым к тому, что его будут приглашать в территориальное отделение ФНС в качестве свидетеля. Это же ожидает и других служащих фирмы.
С одной стороны, только пояснений свидетелей недостаточно, поэтому жалобщику предстоит собрать дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения. Но известны юридические прецеденты, когда ФНС привлекала фирму к ответственности только на основании слов служащих.
Дополнительная санкция – внесение организации в список компаний, подлежащих регулярным внеплановым проверкам. Это означает, что по собственному графику территориальным отделением налоговой службы будут направляться работники для осуществления проверки документации, с целью выявления уклонения от налогообложения.
Обратная сторона жалобы в налоговую
После подтверждения вины работодателя, фирма привлекается к юридической ответственности и гарантирует, что все дальнейшие доходы будут выплачиваться в полной мере с соблюдением налогообложения.
Последствия:
- уменьшение суммы доходов, поскольку теперь со всей суммы будут считаться налоги;
- утеря права на получение социальных пособий, которые были бы гарантированы при небольшой сумме официальной прибыли;
- получение большего числа баллов при начислении пенсии в будущем.
Таким образом, существуют как преимущества, так и недостатки.
Порядок написания и подачи жалобы
Жалоба в налоговую инспекцию по неуплате налогов не имеет строгой формы, а готовится в произвольной форме. Но необходимо внести в содержание обращения такие реквизиты:
- наименование территориального отделения ФНС, а также юридический адрес организации, куда готовится обращение;
- личные данные заявителя (ФИО, контактные сведения, адрес проживания/прописки);
- наименование заявления (жалоба на действия работодателя);
- подробное описание обстоятельств дела (наименование работодателя, период времени, на протяжении которого работодатель уклонялся от выплаты налогов);
- ссылки на статьи закона;
- список приложенных доказательств;
- дата направления заявления;
- подпись и фамилия жалобщика.
Способы направления заявления
Всего существует три способа направления жалобы.
Таблица «Способы направления заявления и особенности»
Варианты подачи обращения |
Особенности |
Лично в ФНС |
Заявление передается в отделение налоговой службы, расположенное в регионе нахождения юридического лица – работодателя. Человек должен иметь при себе два оригинала обращения, один из которых передается работнику ФНС, а второй остается у заявителя. Служащий налоговой службы ставит на документе отметку о получении с датой и подписью. Так удастся подтвердить, что в ФНС своевременно была направлена жалоба, без нарушения установленных сроков. |
На сайте |
Направить обращение на официальном сайте налоговой службы могут не только зарегистрированные пользователи, но также лица, которые не авторизованы на сайте. Для этого необходимо перейти на сайт и перейти в раздел «физические лица». Далее выбирается меню «хочу подать жалобу». В открывшейся электронной форме готовится официальное обращение, которое подгружается на сайт. Человек получает уведомление на электронную почту, благодаря которому можно рассчитать сроки реализации программы. |
Почтой России |
В случае передачи жалобы почтой, человеку необходимо заказать услугу заказного письма, а также опись вложения. Только в таком случае удастся подтвердить, что территориальное отделение налоговой службы своевременно получит жалобу. |
Сроки рассмотрения и принятия решения
С момента получения заявления человека, у служащих ФНС есть один месяц для осуществления предварительной проверки и для предоставления ответа заявителю. Если на протяжении этого времени ответ не будет предоставлен, то необходимо повторно направить жалобу с указанием того, что одна жалоба уже была ранее направлена в ФНС.
Таким образом, жалоба – это законная форма реагирования на неправомерные действия работодателя, связанные с налогообложением. Одинаково будет рассматриваться жалоба одного человека и коллективное обращение нескольких служащих.