Жалоба на конкурента – один из способов правовой защиты своих прав и интересов от недобросовестных и (или) незаконных действий. Куда жаловаться и как оформить обращение – прямо зависит от того, в чем заключается нарушение. Но, прежде чем вы решите что-либо предпринять, проанализируйте, не обернется ли жалоба негативными последствиями для вас. Конкурент может ответить тем же, потребовать возмещения убытков, обвинить в злоупотреблении правом и т.д. Если же все-таки вы решили идти до конца и добиваться желаемой цели, обязательно следуйте предписаниям закона, не нарушайте его требования и соблюдайте порядок подготовки и направления жалоб.
Куда можно пожаловаться
Когда неизвестно точно, как юридически оценить действия (поведение) контрагента и в чем именно заключается нарушение, существует универсальный вариант подачи жалобы – в прокуратуру. Обязанность этого органа – рассмотреть любую жалобу на нарушение закона, проверить изложенные факты и принять меры прокурорского реагирования по итогам проверки. Прокуратура, среди прочих полномочий, вправе направить жалобу в такую инстанцию, к компетенции которой относится рассмотрение конкретных вопросов и принятие по ним соответствующего решения. Обращение в прокуратуру не содержит серьезных рисков для заявителя: если факты не подтвердятся, в удовлетворении жалобы просто откажут. Но, поскольку вряд ли для конкурента жалоба останется тайной, нельзя исключить, что он предпримет какие-то ответные шаги.
Куда еще можно обратиться:
- Если речь идет о преступлении, например, экономическом, заявление нужно писать в полицию. В большинстве случаев с жалобой на конкурента идут в ОЭБиПК (ранее – ОБЭП). Этот орган вправе не только провести проверку, но и организовать оперативно-розыскные мероприятия для выявления и фиксации правонарушения и доказательств его совершения.
- С жалобой на нарушения прав потребителей, правил торговли, оказания услуг, антисанитарные условия нужно обращаться в Роспотребнадзор.
- Всем, что связано с недобросовестной конкуренцией, рекламой, нарушениями прав на товарный знак, занимается ФАС (антимонопольная служба).
- По фактам уклонения от уплаты налогов, страховых взносов, нарушений налогового законодательства обращаться следует в налоговую (ФНС).
- Если есть какие-то проблемы с пожарной безопасностью, нарушаются установленные нормативы, то инстанцией для обращений является Государственная противопожарная служба МЧС.
Этот список может быть продолжен, поскольку нарушения могут быть самыми разными и каждая из категорий правонарушений подведомственна определенному государственному органу (службе).
Как оформить жалобу
Для самостоятельной (без юриста) подготовки жалобы можно действовать по следующей схеме:
- Определяем, на что необходимо пожаловаться и, соответственно, в какую инстанцию потребуется обращаться.
- Оцениваем, какие доказательства есть и можно указать в подтверждение жалобы.
- Ищем подходящий для вашей ситуации образец (пример) жалобы.
- Составляем жалобу, обращая особое внимание на описание нарушения и доказательства излагаемых в жалобе фактов, чтобы обращение не попало в разряд необоснованных.
Жалобу не примут, если она анонимная или заявителя нельзя идентифицировать. Текст готовится в свободной форме, но с соблюдением правил делового письма. Факты должны излагаться четко, ясно и понятно. Стандартные просьбы – провести проверку изложенных фактов и (или) привлечь нарушителя к ответственности.
В настоящее время есть возможность подать любую жалобу (обращение) в электронной форме. Для этого нужно зайти на сайт соответствующего госоргана, найти раздел для обращений и следовать инструкциям. Но можно воспользоваться и классическими вариантами – отнести жалобу лично либо направить ее почтой.