Взыскание долгов по ЖКХ – большая проблема как для управляющих компаний, так и для ресурсоснабжающих организаций. Раньше многие коммунальщики продавали долги коллекторам, частично покрывая задолженность полученными средствами. Полностью долги не исчезали, поэтому нередко бремя погашения оставшейся части задолженности ложилось на добросовестных плательщиков.
В 2019 году законодательство изменилось. О том, какие поправки были внесены в Жилищный кодекс, и как они работают на практике, расскажем в статье.
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
С июля 2019 года в России действует новое правило – компании, предоставляющие населению коммунальные услуги, или являющиеся посредниками при предоставлении таких услуг, не вправе передавать право требования долга за неоплаченную «коммуналку» сторонним (коллекторским) компаниям. Пока закон работает не так, как хотелось бы законодателям, поэтому в 2020 году планируется внести в него некоторые правки – подробнее о них расскажем ниже.
Необходимость введения нового закона
Несмотря на то, что деятельность коллекторских агентств регулируется законодателем (в 2016 году был принят Федеральный закон «О защите прав…» от 03.07.2016 № 230-ФЗ, устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками), методики их работы могут оказать на должников серьезное психологическое воздействие. Именно поэтому законодатели решили – давить таким образом на людей, неспособных исполнять свои базовые финансовые обязательства (такие, как оплата коммунальных услуг), нельзя.
Принципиальное отличие между долгами по «коммуналке» и по кредитным платежам только одно – решение о том, взять кредит, или нет, принимает сам заемщик; услуги ЖКХ ему нужно оплачивать обязательно. Оформляя кредит, заемщик рассчитывает, хватит ли зарплаты на то, чтобы ежемесячно погашать долг; собственник квартиры не может соотнести свою платежеспособность с тарифами на коммунальные услуги.
Конечно, это вовсе не означает, что обязательства по оплате «коммуналки» можно не исполнять – если ресурсоснабжающие организации (далее – РСО) не будут получать деньги за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, они просто не смогут оказывать услуги населению (в том числе и той его части, которая добросовестно платит за ЖКУ). Однако законодатели решили, что приравнивать должников по «коммуналке» к должникам по кредитам в части порядка взыскания долгов несправедливо – так и появился Федеральный закон «О внесении изменений…» от 26.07.2019 № 214-ФЗ.
В пояснительной записке к документу (когда он находился на стадии законопроекта), его авторы подчеркнули, что запрет на передачу долгов по ЖКХ коллекторам имеет важное социальное значение. Люди, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно оплатить коммуналку, могут спать относительно спокойно – коллекторы к ним не придут, не будут писать письма и звонить на работу. Однако такое послабление вовсе не значит, что должникам разрешат не исполнять их обязательства – о том, как будет работать обновленный закон, читайте далее.
Основные положения закона
ФЗ № 214 состоит из трех статей, в соответствии с которыми меняются:
- статья 155 и статья 162 ЖК РФ.
- ч. 4 ст. 1 ФЗ № 230.
Суть изменений заключается в следующем: управляющие компании, РСО, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) больше не могут передавать право требования долга коллекторским агентствам. Если они все же нарушат законодательство и продадут долги коллекторам, заключенный между ними договор будет считаться ничтожным. Это значит, что обязательства должника останутся неизменными – платить по счетам ему придется, как и прежде, в адрес управляющей компании или РСО.
Из правила, запрещающего передачу долга сторонним организациям, есть одно исключение – уступить право требования можно только тем компаниям, которые также работают в сфере коммунальных услуг (управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, РСО, региональным операторам по обращению с ТКО и пр.). Это значит, что при замене организации, которая оказывает коммунальные услуги или обеспечивает функционирование многоквартирного дома, задолженность не погашается – просто меняется юридическое лицо, обладающее правом требования ее исполнения.
Обратите внимание – плательщики «коммуналки» (собственники и наниматели жилых помещений) должны быть уведомлены о том, что поставщик услуг меняется. До тех пор, пока такое уведомление не будет ими получено, они вправе не оплачивать долги в адрес нового получателя.
И, наконец, о последнем нововведении – теперь собственники жилых помещений в многоквартирном доме должны исполнять только свои обязательства по внесению коммунальных платежей – непогашенные долги других жильцов больше не их забота. Эта норма делает невозможным удержание дополнительных платежей с добросовестных плательщиков с целью погашения задолженности, возникшей перед поставщиком коммунальных услуг по многоквартирному дому в целом.
Как будут взыскиваться долги по ЖКХ с 2020 года
Несмотря на то, что ФЗ № 214 вступил в силу 26 июля 2019 года, недобросовестные коммунальщики продолжают привлекать коллекторов к взысканию долгов с собственников (нанимателей) жилых помещений. Организации заключают с коллекторскими агентствами соглашения, согласно которым последние получают процент от взысканного долга, причем формально право требования долга к ним не переходит, а остается за поставщиком коммунальных услуг. Чтобы лишить недобросовестных коммунальщиков и этой лазейки, необходимо внести в законодательство дополнительные поправки. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксакова, соответствующий законопроект будет рассмотрен депутатами в ходе весенней сессии. Это значит, что уже в 2020 году закон начнет функционировать так, как изначально планировалось законодателем.
Право на взыскание долга за коммунальщиками останется, однако решать проблему придется более цивилизованным способом – через суд. Причем это не значит, что обеим сторонам разбирательства придется участвовать в длительных судебных тяжбах – требование о взыскание задолженности за ЖКУ может быть удовлетворено в приказном порядке (при условии, что сумма задолженности не превышает 500 тыс. рублей) (ст. 121, ст. 122 ГПК РФ). Для этого организации – поставщику услуг необходимо подать соответствующее заявление в суд, приложив к нему документы, подтверждающие факт наличия задолженности. После рассмотрения обращения суд выдаст судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ). На основании этого приказа служба судебных приставов может взыскать деньги с должника (в том числе и посредством удержаний с зарплаты через работодателя), арестовать его имущество и запретить ему выезд из страны.
Читайте также "Взыскание задолженности по коммунальным платежам"
Законные способы списания долгов по ЖКХ
Если задолженность по квартплате стала настолько большой, что погасить ее невозможно, стоит попробовать избавиться от нее законным способом – вариант «просто не платить» здесь не поможет.
Списать долги можно:
- Через банкротство. В соответствии с ч. 2 ст. 213.3 Федерального закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, гражданин может быть признан банкротом в случае, если совокупная сумма его долгов составляет не менее полумиллиона рублей, и с момента, когда они должны были быть погашены, прошло не менее 3 месяцев. В случае, если гражданин будет признан банкротом, все его долги (в том числе и по «коммуналке») будут списаны. Важно понимать, что в ходе процедуры банкротства будет реализовано практически все имущество, принадлежащее должнику (за исключением, например, единственного жилья), а деньги будут направлены на погашение имеющихся долгов.
- В связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года. Ранее образовавшиеся долги поставщик коммунальных услуг не сможет взыскать даже через суд.