Финансы и имущество / Инвестирование / Что такое прямые и портфельные инвестиции

Прямые и портфельные инвестиции: сущность и их особенности

В общепринятой классификации инвестиции в бизнесе делятся на 2 типа — прямые и портфельные. В чем заключается специфика каждого из них? Чем принципиально отличаются данные типы инвестиций?

Портфельные инвестиции: определение понятия

Прямые и портфельные инвестицииПортфельные инвестиции — это вложения капитала (либо иных материальных ценностей), направленные на приобретение инвестором доли в хозяйственном обществе (если говорить о классификации таких обществ, принятой в России, то это может быть покупка доли в ООО, акций в АО или ПАО — по сути, также отражающих долю, но представляющих собой отдельный финансовый инструмент), облигаций либо иных активов хозяйствующего субъекта. Но в каких целях может задействоваться такой способ инвестирования?

Портфельные инвестиции осуществляются, как правило, в целях получения «пассивной» - не требующей участия от инвестора в управлении капиталом, прибыли:

  • за счет последующего роста капитализации компании, в которой приобретены доли или акции, и продажи соответствующей доли либо акции;
  • за счет получения процентов — по облигациям;
  • за счет увеличения цены какого-либо иного актива, купленного в фирме.

Один и тот же инвестор может осуществлять портфельные инвестиции, взаимодействуя с разными бизнесами, и имея разный статус с точки зрения возможностей влияния на решения, принимаемые руководством организации. Но, как правило, портфельный инвестор — это миноритарий или же не связанный юридически с фирмой трейдер - гражданин, пользующийся возможностью обзавестись акциями компании, которые торгуются на фондовом рынке.

Один и тот же инвестор может участвовать в разных бизнесах, формируя некий «портфель» из разных активов. Возможно, какие-то из них окажутся прибыльными, какие-то — убыточными, но задачей инвестора будет нахождение настолько оптимального баланса между инвестициями, чтобы «портфель», так или иначе, был прибыльным.

Статус портфельного инвестора можно сравнить со статусом вкладчика кредитно-финансовой организации. Оба данных субъекта характеризует общий признак: отсутствие намерения (и во многих случаях правомочий) выполнять активную роль с точки зрения принятия решений:

  • по управлению капиталом, проинвестированным в бизнес (в случае с вкладчиком — в банковский);
  • по управлению бизнесом, в который проинвестированы денежные средства.

При этом, риски портфельных инвестиций, как правило, несоизмеримо выше тех, что характеризуют вложения в форме банковских депозитов. Дело в том, что все виды инвестирования осуществляются в юрисдикции, главным образом, общего гражданского законодательства, в основе которого лежит принцип свободы договора и равноправия сторон правоотношений. Инвестор, принимающий решение приобрести долю в фирме, должен отдавать себе отчет, что его вложения обеспечены лишь активами данной фирмы (если она имеет статус ООО, то уставным капиталом, который может быть сильно меньше обязательств компании).

Конечно, в некоторых случаях возможно применение дополнительного ресурса для компенсации убытков портфельного инвестора — привлечения собственников (в некоторых случаях — менеджеров, аффилированных лиц) к субсидиарной ответственности. Однако, данный ресурс, как правило, становится доступным заинтересованному лицу только по факту вынесения соответствующего судебного решения. На уровне действующих нормативных актов механизм субсидиарной ответственности регламентирован весьма поверхностно, и надеяться на него по умолчанию для инвестора — опрометчиво. Но, как свидетельствует судебная практика, шансы на получение компенсации ущерба в таких случаях, конечно, есть, и инвестор вправе рассчитывать на принятие решения судом в свою пользу.

В свою очередь, банковские вкладчики — и это общеизвестный факт, защищены также нормами специального финансового законодательства — о страховании вкладов. Если кредитно-финансовая организация, в которой у человека открыт депозит, обанкротится, то государство в лице Агентства по страхованию вкладов вернет владельцу данного депозита сумму вклада в пределах гарантированной законом суммы (сейчас она составляет 1,4 млн. рублей, но может быть применена по вкладам в нескольких банках независимо).

Но если сумма депозита — выше той, что установлена законом, то гражданину, как и портфельному инвестору, придется осуществлять взыскание долга с обанкротившейся кредитно-финансовой организации через суд и только за счет имеющихся у банков актива. Конечно, субсидиарная ответственность возможна и в этом случае, но вкладчику, возможно, предстоит прилагать для инициирования механизма такой ответственности значительные усилия — не меньшие, чем могут потребоваться портфельному инвестору при банкротстве фирмы, в которой он купил долю либо акции.

Другой распространенный вид инвестиций — прямые. Изучим их специфику подробнее.

Что представляют собой прямые инвестиции?

Существует 2 основных определения понятия «прямая инвестиция»:

  1. Как финансовое вложение в производственные фонды, инфраструктуру, наем персонала, приобретение тех или иных авторских прав — то есть, в ресурсы, непосредственно влияющие на производительность и финансовые результаты бизнеса.

В узком смысле под «прямой инвестицией» в контексте указанного определения может пониматься, к примеру, распоряжение генерального директора (который может не иметь в собственности ни акций, ни долей в уставном капитале предприятия), о закупке тех или иных ресурсов на производстве. Либо даже распоряжение подчиненного директора — о распределении выделенного директором объема денежных средств на закупку конкретных видов оборудования (их подчиненный сотрудник сам должен выбрать).

  1. Как приобретение контрольного пакета акций (основной доли в уставном капитале) предприятия, вследствие чего инвестор получает возможность напрямую влиять на принятие решений в бизнесе (которым в данном случае может быть обязан подчиняться директор, принимающий решение о «прямом инвестировании» как механизме, о котором сказано выше).

Во многих случаях 2 указанных механизма портфельного инвестирования тесно связаны между собой. Так, условием осуществления первой инвестиции может быть реализация второго механизма и наоборот (причем, обратный вариант можно считать за правило — только при наличии возможности управлять бизнесом фактически инвестор будет управомочен направлять капитал в фонды и иные производственные ресурсы). Но и сценарий, при котором грамотное «прямое инвестирование» в фонды может привести к обретению человеком позиции «прямого инвестора», имеющего влияние на бизнес в целом. Например — когда директор, заключив крупный контракт на закупку фондов у вышестоящей организации, вызывает у владельцев данной организации самые позитивные ассоциации в части оценки квалификации данного директора. Как следствие — они дают согласие на продажу ему доли в дочерней фирме — той, которой он управляет.

Возможно построение примечательной цепочки правоотношений, когда предприниматель, осуществив «прямое инвестирование», которое представлено покупкой контрольного пакета акций фирмы, впоследствии осуществляет, пользуясь своими правомочиями, «прямое инвестирование» в приобретение основных фондов организации (и использует такие правомочия в целях управления данными фондами).

Можно ли считать прямым инвестором основателя компании (как вариант, ее единственного собственника)? Безусловно, поскольку он обладает ключевыми полномочиями, которые характеризуют роль прямого инвестора — возможность вкладываться в фонды, а также принимать решения, связанные с развитием бизнеса. Таким образом, первый признак прямых инвестиций — который отражает у инвестора наличие необходимых полномочий, в данном случае становится ключевым.

Более того, говоря о прямых инвестициях, можно не брать в расчет то, в какой организационно-правовой форме работает предприятие. Человек может вести бизнес как ИП (и, соответственно, не иметь возможность в принципе продать свою долю кому-либо), и, вместе с тем, осуществлять действия, в полной мере характеризующие полномочия прямого инвестора также по первому признаку.

Как соотносятся между собой прямые и портфельные инвестиций?

Прямые и портфельные инвестиции принципиально отличаются друг от друга тем, что для первых характерно самое активное участие предпринимателя — будь то единоличный распорядитель бизнесом в статусе ИП или владелец контрольного пакета акций, в деле. Он будет лицом, ответственным за принятие ключевых решений по управлению капиталом предприятия и, возможно, решений, связанных с развитием бизнеса в целом и по отдельным направлениям. Например, в части:

  • разработки стратегии продвижения на рынке;
  • формирования внутрикорпоративных стандартов взаимодействия сотрудников и руководства, отдельных групп специалистов;
  • определения принципов финансового и управленческого учета.

Риски прямых инвестиций человек, который их осуществляет, как правило, обязуется полностью брать на себя. Он управляет капиталом — своим или заемным (либо вложенным портфельным инвестором), определяет и реализует на практике политику управления различными ресурсами предприятия.

Могут ли 2 рассматриваемых типа инвестиций сочетаться между собой?

Дело в том, что их сущность принципиально не противоречит друг другу. Фактически, оба вида инвестиций — прямые и портфельные, соответствуют разным правоотношениям, которые вполне могут осуществляться одновременно и не мешать, таким образом, друг другу.

Основной критерий разграничения прямых и портфельных инвестиций — роль инвестора. В случае с прямыми инвестициями данная роль будет характеризоваться:

  • наличием полномочий по управлению капиталом и принятию решений в бизнесе;
  • несением ответственности за результаты такого управления (в том числе и в рамках механизма субсидиарной ответственности в случае банкротства предприятия).

В свою очередь, предприниматель, осуществляющий портфельные инвестиции будет:

  1. распорядителем капитала (но не управляющим), правда, только в тех пределах, которые установлены законом или договором (вполне возможна ситуация, при которой инвестор не сможет просто так вывести денежные средства из бизнеса);
  2. человеком, больше управомоченным, чем обязанным в части несения хозяйствующим субъектом ответственности за результаты хозяйственной деятельности (но возможна и обратная ситуация, когда портфельная инвестиция в виде доли в уставном капитале станет финансовым ресурсом для обеспечения долгов организации).

Совместимы ли 2 указанные группы ролей? Безусловно, все они, и практически в любом сочетании, могут выполняться одним и тем же человеком и, более того, на одном и том же предприятии. Конечно, некоторые сценарии сложно представить на практике в силу того, что их реализация может быть не слишком целесообразной экономически (например, когда единоличный собственник АО приобретает акции своей же компании как трейдер — нет смысла усложнять таким образом оборот капитала, но, тем не менее, такие правоотношения возможны). Но какие-либо принципиальные противоречия между указанными ролями при прямых и портфельных инвестициях могут образовываться крайне редко. Как правило, это обусловлено спецификой законодательства или положений договора (притом, что они не противоречат друг другу и другим нормам, в том числе, вышестоящим — если говорить о законе).

Поэтому, принимая решение о том, какие инвестиции выбрать — прямые или портфельные, предприниматель, по сути, стоит перед выбором, какую роль в бизнесе играть. Более пассивную и, возможно, характеризующуюся меньшим объемом рисков — при портфельных инвестициях или, в свою очередь, более активную, но предполагающую несение большего объема ответственности за принимаемые решения — при прямых инвестициях.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нас