Переуступка долга между юридическими лицами – распространенная практика. Предметом оборота и отдельных сделок, как правило, является дебиторская задолженность – неплохой актив как для инвестиций или спекулятивных сделок, так и для получения финансирования. Часто право требования долга – неликвидный или непрофильный актив, который просто нужно реализовать, чтобы он не стоял на балансе и не приводил к ненужным затратам.
С другой стороны, купля-продажа дебиторки – для многих прибыльный бизнес, если уметь анализировать предмет сделки и зарабатывать на взыскании либо перепродаже долгов. Переуступка права требования долга между юридическими лицами практикуется и в иных целях – от реализации различных инвестиционных, бизнес-моделей, поглощения бизнеса и т.п. до разовых сделок ради решения частных задач.
Формальные требования к сделкам
Какими бы ни были цели и задачи сделки, она должна отвечать требованиям закона. Уступка (переуступка) требования – договор цессии между юридическими лицами, который заключается по правилам, предусмотренным ст.ст. 382-390 ГК РФ. Во всем, что не урегулировано или допускается законом, стороны вправе руководствоваться достигнутыми договоренностями.
Цессия – соглашение, по которому цедент (первоначальный кредитор в обязательстве) передает принадлежащее ему право требования исполнения обязательства цессионарию (новому кредитору), а последний, соответственно, такое право приобретает. В обиходе такие сделки принято называть уступкой (переуступкой) долга или его куплей-продажей, но формально, как ни назови, это все равно будет цессия.
Обратите внимание:
- Цессия оформляется письменным договором. Он может быть многосторонним – по количеству фактически участвующих в сделке лиц. Но в большинстве случаев участников двое – цедент и цессионер. Если основной договор, из которого возник долг, был оформлен нотариально или требовал госрегистрации, договор цессии должен быть оформлен таким же образом и пройти регистрационные действия.
- Помимо договора принято составлять акт приема-передачи документации на долг, а также заранее предусматривать форму уведомления должника о сделке. Обязанность уведомить должника, как правило, возлагается на нового кредитора – это его интерес во избежание риска исполнения должником обязательства на прежних условиях и в адрес первоначального кредитора.
- Можно продать долг, который возникнет в будущем. И это не будет предварительным договором – это будет обычным договором цессии. Однако в данном случае нужно так определить предмет цессии, чтобы он мог быть идентифицирован на момент фактической передачи долга.
- Можно уступить только часть долга. В этом случае нет ограничений, если речь идет о денежном долге. В иных случаях частичная продажа долга возможна при условии, что обязательство можно разделить, а частичная его уступка не обременит должника значительно.
- Солидарный кредитор может продать долг только с согласия других кредиторов, если соглашением кредиторов не предусмотрено иное.
- Согласие должника на сделку не требуется, но долг не может быть передан на условиях, которые ухудшают положение должника. Кроме того, если сделка состоялась без согласия должника и повлекла расходы, связанные с переходом прав, то должник вправе требовать возмещения таких затрат с прежнего и нового кредитора солидарно.
- В коммерческих отношениях цессия – возмездная сделка. Поэтому в договоре нужно прописать, в каком размере и порядке будет выплачено вознаграждение – своего рода стоимость долга как актива. Чтобы сделка не была расценена налоговиками как дарение, которое запрещено между юридическими лицами, необходимо обязательно отразить в договоре возмездный характер сделки, предусмотрев некое разумное вознаграждение.
- С 1 июня 2018 года исключается в полном объеме абзац 2 п. 2. ст. 382 ГК РФ. Это означает, что предусмотренный основным договором запрет на продажу долга теперь не будет безусловным основанием для признания цессии недействительной. Однако данная норма применяется вместе с положениями п. 4 ст. 388 ГК РФ, которые также будут действовать в новой редакции. Если речь идет о продаже неденежного долга и договором, из которого он вытекает, предусмотрен запрет уступки, цессия может быть признана недействительной по иску должника, но только, если будет доказано, что новый кредитор знал (должен был знать) о таком запрете.
- Меняется с 1 июня 2018 года и текст статьи 386 ГК РФ. Теперь должник, получив уведомление о цессии, обязан сообщить новому кредитору об основаниях для возражений против требований. Иначе он не сможет ссылаться на такие основания. Ранее это было лишь право должника.
- Еще одни изменения касаются регулирования ответственности сторон по договору цессии. Пункт 1 статьи 390 ГК РФ дополнится новым абзацем. Ранее первоначальный кредитор нес безусловную ответственность за недействительность проданного требования. С 1 июня 2018 года разрешается урегулировать данный вопрос в договоре цессии и полностью исключить такую ответственность. Но для этого требуется два условия: (1) исполнение договора, с которым связан долг, обусловлено предпринимательской деятельностью сторон; (2) возможная недействительность требования о возврате долга вызвана обстоятельствами, о которых первоначальный кредитор не знал (не мог знать) или о которых он сообщил новому кредитору.
Практические нюансы сделки
В основном договоры цессии между юридическими лицами заключаются в двух форматах:
- Классическом – провели переговоры, подготовили сделку, оформили договор, осуществили взаиморасчеты.
- Современном – сделки на электронных торгах.
Второй формат более популярен среди бизнеса, который массово скупает-продает долги, в делах о банкротстве, в исполнительных производствах, среди инвесторов, ищущих выгодные варианты, и т.п. Для предложений и сделок существуют специальные сайты-агрегаторы и электронные площадки для торгов. Основные лоты электронных торгов – векселя, дебиторка (просуженная и непросуженная), пакетные предложения по кредитным долгам (в основном банков-банкротов) или коммунальным задолженностям.
Классический вариант – деловая практика. Обычно в таком порядке заключаются разовые сделки. Многие из них долго готовятся, проходят между конкретными участниками после переговоров. В таком формате часто работают кредиторы, которые регулярно избавляются от проблемных долгов и имеют для этой цели устоявшиеся коммерческие связи.
Считается, что в сделках цессии больше рискует новый кредитор – он может купить «пустышку» или получить долг, которые нельзя будет ни взыскать, ни перепродать с выгодой. В силу этого до сделки обязательно нужно проверять:
- фактическое существование долга либо, если речь о сделке с будущим требованием, реальную возможность возникновения такого требования;
- наличие у кредитора (цедента) всех полномочий требовать долг и продавать его;
- отсутствие ранее заключенного договора цессии в отношении уступаемого долга;
- отсутствие в действиях цедента оснований для возражений должника против требований;
- отсутствие оснований, даже просто поводов, для признания договора (сделки), из которого вытекает требование, и договора цессии недействительными.
В сделках цессии также необходимо внимательно анализировать сам предмет. Требования (долги) бывают разными. Для некоторых (ценные бумаги, доли в компаниях и пр.) предусмотрены дополнительные, специфические требования закона как применительно к оформлению договора, так и применительно к процедуре заключения сделки.
Многие проблемы возникают в сделках, где предметом является будущее требование (долг). В этом случае нужно детально прописывать предмет – так, чтобы его можно было четко определить на момент уступки. Необходимо и подробно устанавливать в договоре порядок передачи такого долга и связанной с ним документации.
Обязательно при обсуждении сделки и подготовке договора требуется рассматривать вопрос налогообложения и налоговых рисков. Учитываются положения ст. 155 НК РФ (налоговая база по НДС), ст. 279 НК РФ (налог на прибыль), другие нормы налогового законодательства, акты Минфина и ФНС, касающиеся цессии.
Помимо стандартных двухсторонних договоров цессии (цедент + цессионарий) в коммерческих отношениях практикуются трёхсторонние соглашения, где участником является и должник. Во многих случаях это позволяет заранее снять возможные проблемы и риски с повестки дня, а также урегулировать взаимовыгодно те вопросы, где проявляется интерес всех (и прямых, и косвенных) участников сделки. В таких договорах можно, например, изменять условия (порядок) погашения долга и сразу же согласовывать это с должником.
Многосторонние сделки заключаются и в тех случаях, когда участие в цессии принимают несколько кредиторов, продающих, например, весь долг в полном объеме, но каждый – в пределах своей доли (своих прав). Иногда многосторонние сделки нужны, чтобы ввести в схему промежуточное лицо, которое сначала выкупит долг и тут же его продаст. Правда, сложные по схемам сделки – редкость, они решают слишком специфические задачи.
На уровне корпоративных целей и задач сделки цессии могут использоваться для изменений в составе участников обществ, если, например, невозможно использовать классическую сделку купли-продажи долей. Но в этих случаях нужно действовать предельно внимательно, учитывая риск признания сделки мнимой или притворной.