Финансы и имущество / Маткапитал / Материнский капитал: изменения с марта 2019 года

29 марта 2019 года в закон о материнском капитале внесены существенные изменения

До недавнего времени система распоряжения маткапиталом предусматривала ряд лазеек, позволявших обналичить федеральные средства, приобрести жилье, непригодное для проживания. Устранить такие ситуации только жестким контролем со стороны органов ПФР невозможно. Поэтому в марте 2019 году государство утвердило ряд поправок в Федеральный закон № 256-ФЗ, устанавливающих барьеры на пути недобросовестных родителей. Далее мы подробно разберем все основные изменения в законе о материнском капитале, вступившие в силу 29 марта 2019 года.

Материнский капитал 2019 года: свежие новости

Материнский капитал 2019 годаВкратце о том, как действовала программа МСК до мартовских правок. Родители могли получить в ПФР сертификат сразу после рождении или усыновления второго ребенка. Государство максимально упростило этот процесс, поэтому за сертификатом можно обратиться через учреждения МФЦ.

Потратить маткапитал можно на строго определенные цели, регламентированные Законом № 256-ФЗ:

  1. на покупку, строительство или ремонт жилья, причем все члены семьи должны получить долю в общем праве;
  2. на погашение долга и процентов по кредиту, взятому для приобретения или строительство жилья;
  3. по пополнение накопительной части лицевого счета мамы;
  4. на оплату обучения, в том числе в высших учебных заведениях;
  5. на приобретение средств реабилитации для детей с ограниченными возможностями.

Также в 2019 году вводится разовая мера соцподдержки, позволяющая получить часть маткапитала в виде пособия.

При использовании МСК на перечисленные цели возникали многочисленные злоупотребления. Прежде всего, покупая жилье в аварийном и ветхом доме, недобросовестные родители могли вступить в сговор с продавцом, чтобы обналичить часть средств. Органы ПФР не могли эффективно контролировать такое сомнительное расходование средств, так как не обладали полномочиями по направлению запросов в органы местной власти.

Еще одной проблемой было представление в ПФР документов о займах в микрофинансовых организациях (МФО), потребительских кооперативах и иных конторах, которые с натяжкой можно отнести к финансовым структурам. В 2015-2016 годах государство уже исключило с перечня документов, дающих право на получение средств МСК, микрофинансовые организации. В марте 2019 года эти правила были ужесточены еще сильнее.

Суть новых поправок в Закон № 256-ФЗ, которые вступают в силу с 29 марта 2019 года, заключается в следующем:

  • оформить кредит на покупку или строительство жилья, на погашение которого можно направить средства МСК, теперь разрешено только через банк, потребительский кооператив либо через единого оператора развития в жилищной сфере Дом.рф;
  • органам ПФР предоставлены полномочия по направлению межведомственных запросов о состоянии дома и квартир, т.е. устраняются случаи выделения МСК на аварийнее и ветхое жилье либо подлежащее сносу и реконструкции;
  • устраняется требование о предоставлении разрешения на строительство ИЖС, так как с марта 2019 года вводится уведомительный порядок застройки частного сектора.

Если заявление на распоряжение маткапиталом будет подано до 29.03.2019 года, рассмотрение документов и выделение средств будет происходить по прежним правилам. Однако по всем вновь поступившим заявлениям придется учитывать нововведения.

Новые правила МСК при оформлении кредитов

Новые правила МСК при оформлении кредитов​Государство заинтересовано, чтобы для покупки жилья привлекались заемные средства только надежных и проверенных финансовых структур. Если в отношении контроля банков проблем не возникает (их деятельность регулярно проверяют ЦБ РФ и Минфин РФ), то в иных ситуациях гарантировать надежность кредитора сложно. До принятых нововведений можно было предоставить в ПФР документ о кредите или займе у "иных лиц", под которые подпадали:

  • займы и ссуды и работодателей;
  • деньги, полученные по высоким кредитным ставкам у МФО;
  • средства потребительских кооперативов, созданных на короткий промежуток времени для извлечения доходов от МСК;
  • иные структуры и лица, не имеющие ничего общего с финансовой или банковской системой.

С 29 марта 2019 года все станет намного прозрачнее, ведь вместо категории "иные лица" в Законе № 256-ФЗ перечислены только 3 возможных варианта кредитования:

  1. ипотечные и потребительские кредиты от банка, имеющего лицензию ЦБ РФ;
  2. потребительские и сельскохозяйственные кооперативы, если их основным видом деятельности является привлечение средств и кредитование, а срок официальной работы на рынке не менее 3-х лет;
  3. заемные средства, полученные через институт развития в жилищной сфере Дом.рф (бывший АИЖК).

Многочисленные МФО и микрокредитные организации, сомнительные потребительские кооперативы, созданные неделю или месяц назад, отстранены от участия в программе МСК. Это существенно упрощает проверку для специалистов ПФР, снижает риск обналичивания маткапитала и нарушения интересов ребенка.

Для структур, оставшихся в Законе № 256-ФЗ, порядок работы никак не изменится. Кредитный договор будет передаваться в ПФРП одновременно с заявлением и документами на покупку (строительство). Итоговое решение о переводе МСК на погашение кредита и процентов принимается в течение 30 дней.

Запрет на расходование МСК для ветхого и аварийного жилья

Очевидно, что приобретение квартиры в доме, непригодном для проживания, существенно нарушает интересы ребенка и всей семьи. Однако по действующей редакции Закона № 256-ФЗ, отказать в выделении МСК на покупку такого "жилья" было практически невозможно. Органы ПФР не имели полномочий на запрос и проверку документов о состоянии дома, включении его в реестры ветхого и аварийного жилья.

Чтобы защитить интересы детей и государства, специалисты ПФР отказывали в выделении маткапитала на ветхое жилье на свой страх и риск.

Однако владелец сертификата мог подать иск в суд и добиться перечисления средств продавцу. Теперь такие проблемы практически устранены, ведь при проверке документов по сделке:

  • специалисты ПФР обязаны направлять межведомственный отбор в органы местной власти для получения сведений из реестра ветхого и аварийного жилья, домов для сноса и реконструкции;
  • если дом включен в указанные реестры, покупка квартиры в нем не позволит получить средства маткапитала, так как проживание детей в непригодном жилье недопустимо;
  • в дополнение к указанной норме рассматривается проект о фактической проверке условий благоустройства в приобретаемой квартире (это нововведение позволит избежать случаев, когда детей вселяют в квартиры без коммунальных услуг и в удручающем техническом состоянии).

Органы местной власти и учреждения по управлению имуществом обязаны не только своевременно отвечать на запрос ПФР, но и представлять дополнительные сведения – реквизиты постановления о включении дома в перечень ветхого и аварийного жилья, плановая дата капитального ремонта ил реконструкции, иную информацию. Все проверки и обмен информацией должны завершиться не позднее 30 дней, предоставленных Законом № 256-ФЗ.

Маткапитал без разрешения на строительство

Если семья решила потратить средства маткапитала на возведение нового дома, она может привлечь подрядную организацию или выполнить все работы своими силами. Никаких проблем при выделении средств МСК не возникнет, однако, с 29.03.2019 года изменится перечень документов для получения средств из бюджета. Вместо разрешения на строительство заявители должны:

  • для получения первой половины МСК представить копию уведомления местного органа власти о начале строительства;
  • для получения остатка МСК нужно представить еще одно уведомление – о завершении строительных работ и ввода дома в эксплуатацию;
  • о наличии уведомлений нужно указывать и при оформлении нотариального обязательства в ПФР (этот документ оформляется, если распределение долей на членов семьи пройдет позже выделение средств МСК).

Разрешения на строительство не выдаются уже с осени 2018 года. Однако в законодательных актах о выделении маткапитала до сих пор никаких поправок не было предусмотрено. В марте 2019 года законодатель устранил этот пробел, ввел в перечень документов на МСК уведомления вместо разрешений на строительство.

Уведомление направляется в муниципалитет, выдававший земельный участок под строительство. Сроки проверки документов не могут превышать 10 дней, после чего гражданам направляется подтверждение, что запланированная или законченная стойка соответствует закону. Именно этот документ нужно приложить к заявлению на выделение средств МСК.

Уведомительный порядок существенно упрощает порядок строительства, оформления прав на готовый дом, получения средств маткапитала:

  • сроки рассмотрения уведомлений значительно меньше, чем требовалось для выдачи разрешений на строительство;
  • в разрешении указывался срок действия, в течение которого граждане были обязаны закончить стройку (при уведомительном порядке таких ограничений не существует);
  • после завершения строительства и получения уведомления от граждан, муниципалитет обязан сам передать все документы в Росреестр для регистрации права собственности (на это дается не более 10 дней).

По новым правилам гражданам не придется проходить множество согласований и самостоятельно регистрировать права на построенный дом. Все эти формальности будут выполнены муниципальными органами. После выделение второй части маткапитала, органы ПФР самостоятельно запросят информацию из ЕГРН о регистрации права собственности на всех членов семьи. Это позволит проверить и исполнение нотариального обязательства о переоформлении долей на всех членов семьи.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нас