Возврат технически сложного товара надлежащего качества в магазин возможен не всегда. Одно дело, если человеку привезли изделие, не отвечающее заявленным характеристикам, другое – когда он передумал использовать купленную вещь или его оттолкнуло что-то еще. Сложность заключается еще и в том, что такие категории товаров многие магазины принимают очень неохотно.
Почему так происходит? Технически сложный товар имеет высокую стоимость. Следовательно, его возврат означает достаточно большие потери для магазина. Получается, что подобные действия не выгодны для продавца и владельца торговой точки. Обычно покупателя пытаются убедить не возвращать товар или обменять его на аналогичный, а сдать изделие в ремонт. Но что же в таких случаях делать потребителю? Как правильно поступить и защитить свои права? Об этом и пойдет речь сегодня.
Технически сложный товар – что это?
Перед тем, как разбираться, как вернуть технически сложный товар в магазин, необходимо выяснить, а что к этой категории изделий вообще относится? Только потом имеет смысл думать над тем, можно ли осуществить возврат, получить деньги или хотя бы поменять изделие на новое – или все, что будет доступно – это ремонт такой продукции. Давайте разбираться.
Технически сложный товар – это не абстрактная категория изделий, продаваемых в магазинах, а вполне конкретный перечень продукции. Закреплен он в Постановлении Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 года. Список изделий включает в себя 14 категорий. Некоторые обычно покупаются для ведения какой-либо профессиональной деятельности. К таковым, например, относятся:
- вертолеты, легковые самолеты и иные летательные аппараты с электродвигателем;
- тракторы, специализированные машины и оборудование, используемые для ведения сельского хозяйства (чаще всего, в промышленных масштабах, а не для себя);
- легковые машины, мотоциклы, мотороллеры;
- снегоходы и другие средства передвижения, предназначенные специально для суровых погодных условий (бураны и т.д.);
- лодки, яхты, другие плавучие судна;
- электроинструмент;
- навигационное оборудование.
Обычный же человек чаще всего использует менее дорогостоящие товары, тоже относящиеся к технически сложным. Например, речь может идти о телевизорах, игровых приставках, компьютерах, ноутбуках, системных блоках, МФУ, фото- и видеокамерах, разнообразной бытовой технике (электроплиты, духовые шкафы, холодильники, кофемашины, водонагреватели и прочее). Сюда же относят различные виды наручных часов, имеющих 2 и более функций.
Наиболее часто поломки происходят именно с бытовой электронной техникой, компьютерами, средствами связи и, конечно же, транспортными средствами.
Появилась техническая неисправность, что делать?
Права покупателей регламентируются соответствующим Законом РФ. Так, в п. 1 ст. 18 дается пояснение, что человек, приобретший технически сложный товар, может уже после заключения договора купли-продажи вернуть полученное им изделие, если в ходе эксплуатации обнаружит в нем какие-то недостатки. В этом случае покупатель вправе:
- вернуть полностью уплаченную магазину сумму (товар возвращается в магазин);
- поменять товар на аналогичный (та же марка, модель);
- осуществить замену изделия на другое и сделать перерасчет по ценам (если он стоит дешевле, деньги возвращают покупателю, в противном случае он совершает доплату в момент покупки).
Закон определяет, что осуществить возврат по технически сложным товарам по любому из представленных вариантов можно в течение 15 дней. Позднее это сделать тоже можно, но при одном из следующих условий:
- покупатель при использовании изделия заметил у него существенные недостатки;
- продавец не устранил выявленные неисправности и недостатки в течение установленных законодательством сроков;
- товар имеет недостатки, на устранение которых в течение 1 гарантийного года обслуживания уходит больше 30 календарных дней.
В остальных же случаях возврат осуществляется в течение 15 дней с момента покупки. По истечению этого срока покупатель не сможет осуществить возврат, а вот починить случившуюся поломку имеет право по закону. Для ее устранения он может обратиться в интернет-магазин или в обычную точку обслуживания – в зависимости от того, где покупался товар.
Какие товары можно вернуть по истечению 15 дней с момента покупки?
Если 15 дней дается человеку на возврат товара вне зависимости от его качества и иных характеристик, то по истечению этого периода для получения потраченных денежных средств придется запастись аргументами. В законодательстве четко прописано, когда человек обзаводится правом возвратить товар продавцу и в более поздний срок. Речь идет о 3 ситуациях:
- Обнаружение серьезного недостатка, дефекта. Речь идет о таком недостатке, устранить который невозможно в принципе, или если для его устранения требуется ремонт, на который уйдет сумма, примерно равная или большая, чем покупная цена изделия. Чтобы вернуть деньги таким образом, обязательно придется провести экспертизу. Проверка производится продавцом. Например, если речь идет об автотранспорте, то серьезным недостатком считаются неисправности двигателя, коробки передач, покрытия машины лаками/красками.
- Были нарушены сроки ремонта. К примеру, покупатель обнаружил неисправность и обратился в магазин. Там дефект существенным не признали и отправили изделие на ремонт. Длительность последнего по закону не может превышать 45 дней. Если в этот период неисправность не устранят, то можно смело требовать назад свои деньги. Продавец может пойти на хитрость и предложить покупателю заключить соглашение о продлении срока ремонта, апеллируя отсутствием запчастей или необходимого оборудования – все это по закону не может стать причиной увеличения сроков.
- Частый ремонт техники. Считается совокупное время, ушедшее на ремонт различных неисправностей. Если за год оно больше 30 дней, деньги можно вернуть, отказавшись от товара.
Зная свои права, покупатель сможет сберечь свои нервы и вернуть законные деньги за товар, который оказался неисправен.