Главная / Новости / Муниципалитеты ответят по долгам ЖКХ

Муниципалитеты ответят по долгам ЖКХ


Муниципалитеты ответят по долгам ЖКХ

Муниципальные унитарные предприятия – традиционная для России форма организации управления и обслуживания ЖКХ на сельских территориях – неоднократно подвергались критике из-за малоэффективности и убыточности. Стартовавшая на государственном уровне еще в начале 2011 года кампания по борьбе с неэффективными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства четко обозначила намерения правительства активно привлекать в этот сектор экономики инвесторов с передачей основной массы МУПов и ГУПов в частную собственность.

Согласно первоначально озвученным в правительстве планам, к 2018 году в руки инвесторов должно было перейти 80% таких предприятий. В конце марта прошлого года Минстрой РФ заявил о необходимости ликвидации всех МУПов и ГУПов. Сегодня, практически спустя год, ведомство пересмотрело свои планы, полагая, что более эффективным подходом к решению задачи станет возложение ответственности за долги унитарных предприятий на их учредителей, то есть муниципалитеты. Это должно мотивировать местные власти активно привлекать частных инвесторов и тем самым будет способствовать ускорению процесса преобразования МУПов в коммерческие организации, которые куда более заинтересованы и в эффективности своей деятельности, и в получении прибыли. Основная ставка делается на активное внедрение концессий в сфере ЖКХ, но пока что еще новые принципы и механизмы реформирования устаревших организационно-правовых форм находятся на стадии разработки в Минстрое.

Ответственность муниципалитетов за долги предприятий ЖКХ

По словам Андрея Чибиса, замминистра строительства и ЖКХ, закрепление на законодательном уровне субсидиарной ответственности муниципалитетов за долги МУПов должно побудить местные власти к активным действия по привлечению частных инвесторов. Они будут стоят перед выбором: либо передавать предприятие ЖКХ в частные руки, либо самим отвечать за качество и эффективность их работы. Такой проект закона планируется внести в Госдуму уже в феврале 2017 года.

Отраслевые эксперты, в отличие от позиции Минстроя, настроены не столь оптимистично. Так, Виталий Можаровский, партнер Goltsblat BLP, отмечает, что одной только ответственности местных властей недостаточно для реализации идеи массового привлечения бизнеса в ЖКХ. Инвесторы не готовы вкладывать серьезные деньги в ремонт объектов ЖКХ. Муниципалитеты, в свою очередь, привыкли жить на субсидии и дотации, не умея развивать бизнес на своей территории, эффективно собирать налоги и стимулировать источники наполнения местного бюджета.

Что будет с концессиями

В Минстрое отмечают, что на данный момент концессии – наиболее распространенная форма привлечения инвесторов в сферу ЖКХ, которую нужно и далее активно развивать. Сейчас в России действуют около 1,5 тысяч концессий, и для увеличения их количества с этого года разрешается передача ГУПов и МУПов с долгами, если инвесторы соглашаются их погасить. На уровне Минстроя планируется и изменение схемы определения победителя конкурса. Предложение наиболее низкого тарифа на услуги ЖКХ должно быть заменено на предложение наиболее высокой цены за право управлять предприятием, что позволит отсечь недобросовестных конкурсантов.

Ответственность муниципалитетов или тотальная ликвидация МУПов: проблемы выбора решения

Несмотря на озвучение планов Минстроя внести в Госдуму предложения о введении ответственности муниципалитетов за долги предприятий ЖКХ, в ведомстве все же не исключают, что придется прибегнуть и к кардинальной мере – ввести запрет на работу в жилищно-коммунальной сфере муниципальных и государственных унитарных предприятий. Многое зависит от успешности достижения поставленной цели – передать до 2020 года в концессию 80% таких предприятий, а представители и эксперты отрасли говорят о том, что пока для этого нет серьёзных предпосылок. В пользу доводов последних говорит и зарубежный опыт. Инвесторы не вкладывают средства в неблагополучные предприятия, какими в условиях изношенности инфраструктуры, убыточности и больших долгов являются сегодня МУПы и ГУПы. Отмечается и тот факт, что некоторые компании, берущие в концессию объекты ЖКХ с долгами, решают в большей степени имиджевые, а не коммерческие задачи, либо заключают договоры, ориентируясь на гарантированный спрос. С другой стороны, вряд ли муниципалитет пойдет на передачу предприятия частному инвестору, если МУП работает беспроблемно и приносит прибыль. В результате оказывается, что в сложившихся условиях ни инвесторы, ни местные власти особо не заинтересованы в концессиях, выгодной только одной из сторон.

Изучая сложившуюся в секторе ЖКХ ситуацию, Минэкономразвития придерживается несколько иной позиции, не считая, что проблема – в отсутствии стимулов. По мнению ведомства, не стоит гнаться за количеством конкурсов и концессий – основной акцент нужно делать на создании привлекательных для инвесторов проектов в сфере ЖКХ, чтобы предприниматели видели перспективы своего участия в них. 

Поделитесь с друзьями: