Бывает так, что гражданин, направив в Налоговую инспекцию документы на вычет, получает отказ в соответствующей компенсации. С чем он может быть связан? Каким образом человеку действовать, чтобы все же получить вычет?
Налоговая не возвращает вычет: причины
Невыплата специалистами Налоговой инспекции (ФНС) положенного гражданину вычета может быть связана:
- С неправомерными действиями ФНС.
Например:
- некорректной оценкой документов, представленных гражданином при оформлении вычета;
- ошибками специалистов ФНС, отвечающих за непосредственно перечисление вычета на банковский счет заявителя;
- иными действиями специалистов ведомства, которые приводят к неправомерному непредоставлению вычета.
- С правомерными действиями ФНС.
Например:
- отказом в вычете вследствие непредоставления налогоплательщиком полного комплекта документов, предоставления документов с ошибками, неточностями;
- отказом в вычете по факту выявления обстоятельств, указывающих на отсутствие у гражданина права на вычет.
- С факторами, не имеющими прямого отношения к работе ФНС:
Например:
- сбоем в работе банковских систем, которые используются для перечисления вычетов гражданам;
- указанием налогоплательщиком ошибочных реквизитов банковского счета для получения вычета.
Гражданину, не получившему вычет, важно, прежде всего, выяснить по какой конкретно причине он оказался без положенной по закону налоговой компенсации.
Вычет не предоставлен: выясняем причину
Самый эффективный способ узнать причину непредоставления вычета — обратиться в ФНС за разъяснениями. Как правило, для этого нужно лично явиться в территориальное представительство ведомства, иногда — достаточно позвонить туда по телефону. Обычно налоговики в таких вопросах идут навстречу гражданам и достаточно подробно объясняют, как действовать, если вычет не был перечислен.
Если необходимые разъяснения от ФНС не предоставлены либо их содержание не устраивает гражданина (или же данные разъяснения не способствовали разрешению проблемы), то нужно в рамках установленных правовых механизмов реагировать на возникшую ситуацию.
Вычет не предоставлен без веских аргументов: что делать?
В данной ситуации нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Направить в ФНС заявление (в свободной форме) с просьбой еще раз рассмотреть ситуацию, сложившуюся с вычетом, конкретизировать причину его непредоставления. ФНС будет обязана ответить — таковы требования законодательства. Если в ответе инспекции будут отражены ее правомерные действия, то необходимо будет еще раз переподготовить комплект документов на вычет с учетом выявленных ошибок налогоплательщика в его подготовке.
- Если в ответе ФНС будут отражены факты, свидетельствующие о явно неправомерных действиях налоговиков, то необходимо обратиться в вышестоящую инстанцию — Управление ФНС по региону. Запрос в соответствующее ведомство осуществляется в форме жалобы. В ней нужно отразить результаты предыдущего общения с ФНС и запросить правомерное реагирование на действия местных инспекторов.
- Если ответ Управления ФНС по региону не устроит налогоплательщика — в этом случае уже нужно обращаться в суд. Данная процедура осуществляется в соответствии с нормами административно-процессуального законодательства. Вполне возможно последующее рассмотрение спора на уровне апелляционных, кассационных инстанций — все зависит от результатов слушаний.