Вопрос юристу
бесплатная консультация юриста по телефону
Закрыть окно
Недвижимость / Покупка квартиры / Новый регламент Росреестра c 2017 года

Новые правила Росреестра вступили в силу

464
Последние изменения: январь, 2018 года

Новые правила РосреестраНовые правила Росреестра вступили в силу с 15.12.2017 года, но пока мало кто знает, каких вопросов коснулись изменения. В документе рассмотрены следующие аспекты — по какому алгоритму будут регистрироваться сделки, сколько времени потребуется на реализацию этого процесса, какие бумаги собирать, и куда их впоследствии передать.  Кроме того, в обновленных правилах рассмотрены требования в отношении самого Росреестра (его офиса).

Знание нового регламента Росреестра пригодится в следующих случаях:

  • Оформление ипотечного кредита.
  • Регистрация объекта недвижимости.
  • Купля/продажа дома или квартиры и так далее.

Знание новых правил поможет в общении с чиновниками и ускорит бюрократические процессы.

Дни приема

С 15 декабря Росреестр работает по новому регламенту, в котором прописаны не только тонкости работы организации, но и рабочий график. В различных регионах правила могут корректироваться, но общие принципы остаются  неизменны. График работы офисов — вторник-суббота. Выходным днем является воскресенье. Что касается понедельника, сотрудники Росреестра выходят на работу, но принимают граждан только для проведения консультаций.

Продолжительность технического перерыва не превышает четверти часа. Обеденный перерыв не должен проходить одновременно у работников во всех окнах для приема граждан. Цель нововведений заключается в том, чтобы избавиться от очередей. При разработке окончательного графика берутся во внимание все факторы, в том числе климатические нюансы региона. Чтобы узнать время и дни приема, желательно обратиться в Росреестр своего региона.

Информирование и вариант передачи документов

По обновленному регламенту Росреестр рассылает уведомления двумя способами — через SMS-сообщения или путем отправки заявления по e-mail. Операция по рассылке не требует оплаты. Когда операция прошла регистрацию или сделано иное действие, Росреестр обязуется направить подтверждение в письменном виде. Это актуально даже в той ситуации, когда имеет место сбой в процессе. Такая бумага будет полезна при судебных разбирательствах или в случае подачи жалобы. Отказ в устной форме, без оформления документа, исключен.

Передача бумаг в Росреестр осуществляется следующими способами:

  1. На бумажном носителе. Заявитель приходит лично и передает пакет (заявление и другую документацию). Если прийти самому не удается, документы направляются заказным письмом при условии обязательного уведомления.
  2. В электронной форме. Более востребованный вариант передачи документации — через глобальную сеть. В этом случае бумаги имеют электронный вид. Обязательным условием является их заверка с помощью квалифицированной подписи. Для решения этой задачи можно пойти двумя путями — использовать возможности сайта государственных услуг или посетить интернет-площадку Росреестра. Обычное сканирование и отправка бумаг без подтверждения бесполезна — их не будут рассматривать.

Какие бумаги потребуются?

Для получения услуги в Росреестре у заявителя на руках должен быть паспорт и заявка (указывается просьба на получение конкретной услуги). Остальной пакет документации меняется с учетом того, что необходимо человеку. Перечень бумаг для регистрации операций приведен в 14-й статье Закона о регистрации права. Подробные требования к документации, которая передается в Росреестр, рассмотрены в 21-й статье.

Список бумаг, прописанный в законе, является исчерпывающим, поэтому требовать от заявителя иную документацию регистратор не имеет права. Если бумага оформлена в единичном варианте, работники Росреестра после оказания услуги возвращают оригинал владельцу. Такая ситуация возможна в отношении постановления администрации или разрешения на возведение объекта.

Если работник МФЦ или Ростреестра заставляет передать бумаги, которые отсутствуют у заявителя и не упомянуты в законодательстве, стоит выяснить причину такого требования. Сотрудник должен четко сказать, на каких основания он требует документ. Это важно, ведь из-за одной бумаги высок риск срыва сделки, а требование ее передачи может оказаться личной прихотью работника. Такие действия стоит пресекать, чтобы сэкономить время и деньги.

Если сотрудник Росреестра или МФЦ сумел объяснить свою позицию с учетом требований закона, документ придется предъявить. К примеру, если в регламенте требуется передать доверенность, заверенную у нотариуса, предъявление обычного документа исключено.

Когда возможен отказ в предоставлении услуги?

Когда возможен отказ в предоставлении услуги​Работники Росреестра вправе отказать клиенту в рассмотрении заявления только в одном случае — человек не имеет при себе паспорта или не желает его показывать. Такого заявителя никто обслуживать (принимать бумаги или регистрировать) не будет. Отказ по другим поводам исключен.

Бывают ситуации, когда заявление принимается, но операция не регистрируется. В таком случае решение вопроса лежит в иной плоскости, ведь по законодательству Росреестр вправе приостановить процесс регистрации или не делать этого вовсе. Как правило, проблема решается следующим образом. Регистрирующий орган обнаруживает нехватку бумаг или информации, после чего звонит заявителю и просит подвезти недостающую документацию. Если человек оперативно реагирует на просьбу, процесс регистрации продолжается.

Ситуация, когда бумаги не принимаются еще на начальном этапе из-за якобы нехватки какой-либо документации, является незаконной. Кроме того, у работника могут возникнуть сомнения по поводу правильности оформления договора. Но даже в этом случае он не вправе отказывать в приеме. Если это произошло, можно смело идти жаловаться.

Единственное, что вправе сделать работник — предупредить заявителя, что регистрация сделки может быть неспешной из-за отсутствия тех или иных бумаг. При этом сотрудник Росреестра рекомендует собрать недостающие документы, после чего вернуться для оформления, ведь в ином случае заявителю придется оплачивать госпошлину дважды. Если человек не соглашается с предупреждением специалиста и все равно передает бумаги к рассмотрению, на них ставится помета о предупреждении.

Борьба с очередями

В новом регламенте работы Росреестра указано, что максимальная продолжительность нахождения в очереди не должна превышать 12 минут. Если заявитель записывается онлайн (через официальный ресурс), время ожидания не превышает 72 часов. Ждать продолжительное время, чтобы передать бумаги, или записываться за 14 дней, как это было ранее, не требуется.

Рассмотренные правила прописаны в регламенте и теоретически должны выполняться. Как это будет работать на практике, пока не ясно. В отношении каждого приема установлено ограничение — получаса. При появлении сбоев в процессе это время может возрасти.

Чтобы избежать очередей, предусмотрена опция предварительной записи. Сделать это можно через официальный ресурс, путем личного посещения или набрав номер телефона. В регламенте (пункте 108) указаны данные, которые требуется указать при резервировании времени. В процессе записи важно передавать точную информацию, которая указана в бумагах. Если имеются несоответствия, запись аннулируется.

Расположение офисов

Один из пунктов регламента уделяется требованиям, которые касаются мест нахождения офисных помещений Ростреестра и МФЦ. Главное условие, чтобы до ближней остановки было до десяти минут. По дороге следования должны стоять указатели, помогающие найти дорогу. Обязательно наличие парковки возле сооружения. Внутри должно быть все необходимое для клиентов — канцелярия, стулья, стойки, организация электронной очереди и другое.

Проверка и передача бумаг

Регистрация — задача отдельного работника, который не занимается приемом бумаг. Это значит, что договориться со специалистом в окне не получится. Такие действия против правил, и они незаконны. Работник, который занимается проверкой бумаг, проверяет их на факт соответствия, наличия правок, периода действия и прочих нюансов. Кроме того, в деле клиента имеются сведения в отношении ограничений, арестов и обременений, поэтому обман исключен.

Выдача бумаг происходит в специальном или группе окон. Передача документации осуществляется под расписку. Если не ставить подпись, работник не имеет права отдавать бумаги. Любому человеку документацию не отдадут — ее вправе забрать только заявитель или доверенное лицо (при наличии подтверждения). Если нет возможности явиться в офис лично, допускается запрос на отправку бумаг по почте. Если бумаги передавались в электронной форме, они также и возвращаются заявителю.

Ошибки и ответственность регистрирующего органа

Возможны ситуации, когда работник Росреестра ошибся в ФИО, адресе или квартире. Такая оплошность исправляется бесплатно в срок до пяти суток. Если регистратор допустил оплошность из-за действий других органов, на ее устранение пойдет больше времени. При этом принимать такой документ нельзя, ведь это приведет к проблемам с оформлением в будущем.

Работники регистратора несут ответственность за качество выполняемой работы, следование правилам и выполнение норм законодательства. В случае отклонения от действующих законов работник несет ответственность. При этом действия регистратора контролируются камерами, установленными в офисе. Предусмотрен даже специальный совет, который проверяет законность операций.

Подача жалобы

Система имеет иерархическую структуру, что позволяет в случае нарушений жаловаться в вышестоящий орган. Главное — наличие для этого оснований. Причиной может быть отказ в приеме бумаг или регистрации, требование передать дополнительную документацию (без объяснения причин), нежелание исправлять ошибки и так далее.

Принцип оформления жалобы подробно рассмотрен в регламенте (пункты с 318 по 324). На рассмотрение уходит до двух недель. Если полученное решение не устраивает, его можно оспорить через судебный орган.

Итоги

Если после прочтения статьи еще остались какие-либо вопросы, стоит обратиться по телефону регистратора в своем регионе, изучить информацию на официальном ресурсе или прийти лично в Росреестр. Специалисты организации в рабочее время готовы оказать помощь и ответить на вопросы граждан.

Ваша оценка данной статье:
бесплатный звонок юристу
Другие статьи по теме
Как продать квартиру быстро и выгодно: советы юриста Как продать квартиру быстро и выгодно: советы юриста
Кто и на каких основаниях может оспорить сделку купли-продажи квартиры? Кто и на каких основаниях может оспорить сделку купли-продажи квартиры?
Как правильно оформить дарение доли в квартире близкому родственнику? Как правильно оформить дарение доли в квартире близкому родственнику?
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *