Главная / Новости / В каких случаях могут заблокировать мобильный: новый закон 2017

Операторы смогут блокировать абонентов, если они не пришлют копию паспорта


Операторы смогут блокировать абонентов​Согласно законодательным нововведениям, которые вступят в силу после 4 ноября 2017 года, сотовые операторы смогут блокировать услуги связи абонентам без решения суда. Причиной этого может быть не отсутствие денежных средств на счету, а простое нежелание абонента предоставить свои паспортные данные.

По новым правилам у абонента есть ровно 15 дней на то, чтобы отправить копию паспорта оператору. Иначе последний вправе отключить его от услуг связи. Причем, сделает это моментально без судебных тяжб и лишних разбирательств. Пользователи и раньше должны были предъявлять свои данные по запросу, но теперь действует специальный регламент, который регулирует обмен документацией между сторонами.

Немногие знают, но операторов наделили полномочиями по блокировке абонентов, которые пользуются сим картами с чужими паспортными данными, уже давно. Т.е. когда информация, указанная в договоре об оказании услуг связи, не совпадала с фактическими сведениями. Это правило зафиксировано в 46 ст. Закона о связи. Здесь также указан 15-дневный временной промежуток, который выделен на ответ на запрос оператору от абонента. Но правил отправки подтверждающих сведений до сих пор не было. Теперь они были разработаны.

У многих граждан возникает резонный вопрос, кому могут понадобиться эти персональные данные и для чего. Сейчас в законе речь идет о правоохранительных органах и оперативниках. Именно они являются инициаторами запросов оператору, а последний обязан предоставить правоохранителям ответ. Причин, по которым тот или иной абонент попал в поле зрения оперативников, может быть масса. Совсем необязательно, что его подозревают в преступлении или пособничестве терроризму.

С июля 2018 года заинтересованным лицом, направляющим запросы, станет Роскомнадзор. Причинами его интереса может быть желание выявить реального владельца конкретного сайта или какого-нибудь поста в соцсети. Раньше он получал информацию альтернативными способами, а теперь сможет черпать сведения от операторов связи.

Почему оператор не может отправить на запрос данные из договора?

Потому что ситуации, когда фактически симкой пользуется не тот человек, который поставил подпись в договоре, а совсем другой, достаточно распространены. Ничего противозаконного в этом нет. Но запросы обычно поступают, чтобы узнать не номинального собственника сим-карты, а того, кто реально совершает звонки и отправляет СМС.

Бывают и ситуации, когда договор не заключен (например, если сим-карта куплена у метро или в торговом центре), и при этом активно используется. Тогда оператору придется сообщить, кто тот самый пользователь услуг связи.

Указанные правила касаются не только мобильной связи. Обрезать могут и городской стационарный телефон, а также услуги интернет-провайдеров. Т.е. абонент, не подтвердивший свою личность, может остаться без домашнего интернета и электронной почты.

Каким образом будет реализована указанная процедура подтверждения личности на практике?

Она предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Оператор получает запрос от уполномоченных организаций. После чего у него есть три дня на запрос персональных данных у его абонента. Он может воспользоваться одним из удобных способов: направить его по СМС, электронной почте, оповестить его через автообзвон или личный кабинет пользователя.
  2. После отправки запроса оператор ждет ответа в течение 15 дней. За три дня до отключения абонента нужно предупредить об этом, потом могут спокойно блокировать.
  3. Абонент должен отправить ответ на запрос, но сделать это с учетом действующих правил. В противном случае ответ не засчитают и связь отключат.

Каким образом допускается подтвердить личность?

Правилами предусмотрено три способа:

  1. Сделать это напрямую через оператора связи. Сделать это в любом салоне связи обычно нельзя, за обработку документов обычно отвечают только определенные отделения. В какое из них нужно явиться с паспортом, стоит уточнить у оператора. Стоит учесть, что потребуется личное присутствие абонента. За него копию паспорта не могут принести его родственники или друзья.
  2. С помощью личного кабинета на официальном сайте оператора. Но при этом отправленный скан паспорта потребуется подписать ЭЦП. Ее нужно предварительно оформить и нужно учесть, что она платная.
  3. Через портал госуслуг. Пока этот способ работает только на бумаге, так как операторы не имеют доступа к данным на портале и не интегрированы в общую систему.

Нужно понимать, что подтверждение личности – это обязанность абонента, и его нежелание предъявлять свой паспорт не имеет значения. Закон пока не содержит указаний на то, как поступить, если абонент не может лично явиться в течение 15 дней по уважительной причине. Например, если он находится заграницей или тяжело болен. Вероятно, его просто заблокируют после того, как истекут положенные сроки.

Паспорт не обязательно должен принадлежать лицу из договора. В этом и состоит суть проверки. Но если паспортные данные и договорные не совпадают, то нужно будет заново оформить договор и другие документы на фактического владельца.

На корпоративном тарифе данные также могут быть переданы. С июня 2018 года юрлицо или ИП должен будет передавать сведения, не дожидаясь получения разрешения от сотрудников. Пока работодатель делать это не вправе.

Закон не означает, что требование подтвердить личность будет поступать всем абонентам. Но такая вероятность есть у каждого, поэтому лучше подготовиться. В частности, стоит уже сейчас проверить, на кого зарегистрирована сим-карта и при необходимости перерегистрировать договора с операторами и провайдерами.

Нужно позаботиться и о способах передачи сведений. Например, зарегистрироваться на портале госуслуг или получить ЭЦП (она может существенно упростить передачу целого ряда документов).

В обязанности абонента входит отслеживание уведомлений от оператора, чтобы случайно не пропустить запрос. Но нужно учитывать, что ситуацией могут воспользоваться мошенники для получения паспортных данных. Поэтому стоит лично связаться с оператором на предмет того, поступал ли от него соответствующий запрос персональных сведений.

Поделитесь с друзьями: