Туризм и миграция / Гражданство / Уведомление о наличии второго гражданства

Уведомление о втором гражданстве: часто задаваемые вопросы

Уведомление о втором гражданстве​До 2014 года вопрос наличия второго гражданства у подданных РФ совершенно не интересовал российские власти. Однако с августа 2014 года ситуация кардинально изменилась, причиной чего стало принятие нового закона, согласно которому граждане России, получившие второй паспорт обязаны уведомить сотрудников региональной ФМС об этом событии.

Введение законодательного новшества вызвало ряд вопросов у российских граждан, ответы на которые представлены в данном материале.

Нормативно-правовая база

Прежде чем перейти к обсуждению законодательных нюансов необходимо ознакомиться непосредственно с самим нормативно-правовым актом, вызвавшим волнение и повышенный интерес граждан.

Закон, согласно которому россияне обязаны сообщать ФМС не только о получении второго паспорта, но и об оформлении ВНЖ или ПМЖ иностранного государства,  был принят 14 августа 2014 года. В соответствии с данным актом правотворчества на уведомление миграционной службы о наступлении вышеперечисленных событий отводится 2 месяца. Отсчет срока начинается с момента вступления в гражданство другой страны или с момента присвоения статуса, позволяющего пребывать на территории заграницы длительное время.

Стоит отметить, что данный закон, равно как и другие нормативно-правовые акты, содержит исключения, правда, некоторые из них уже утратили актуальность. Так, от обязанности уведомления ФМС освобождались жители Крыма, получившие второй паспорт после присоединения Крымского полуострова к РФ, а также россияне, ставшие подданными тех стран, с которыми Россия пребывает в безвизовых отношениях. Однако здесь следует оговориться, поскольку действие исключений не бессрочно. К примеру, с 2016 года крымчане, также как и остальные граждане России, должны следовать нормам закона, а что касается второй льготной категории, то им нужно было подавать уведомления в службу миграции еще с конца 2015 года.

Также отступление было сделано для российских подданных, которые после получения второго гражданства постоянно проживают на территории иностранного государства. Такие лица могут сообщить о своем новом статусе в течение месяца с момента въезда в Россию. При этом период их нахождения на территории второй родины не учитывается.

Часто задаваемые вопросы

Где взять бланк уведомления о втором гражданстве и как его заполнить?

Скачать бланк документа можно с сайта ФМС, с официальной страницы «Почты России» или ниже в данной статье. Помните, что требуется сообщать о факте получения второго паспорта не только вами, но и вашими детьми или недееспособными лицами, пребывающими у вас на иждивении, поэтому  количество бланков будет зависеть от количества заявителей.

Во время заполнения бланка необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя зачеркивать и исправлять ошибки;
  2. Нельзя сокращать и использовать аббревиатуры;
  3. Каждое поле в бланке должно быть заполнено и вмещать исчерпывающие сведения.

Документ состоит из 3 частей, заполнять каждую из них следует в соответствии с установленными требованиями.

Структура уведомления:

  1. Лицевая часть;
  2. Отрывная часть;
  3. Оборотная часть.

Остановимся более детально на правилах внесения данных в поля каждой части уведомления.

Как правило, больше всего вопросов вызывает заполнение лицевой части документа. Сложности начинаются с четвертой графы, в которой необходимо указать основания вступления в гражданство иностранного государства и точную дату данного события. Этот пункт – простая формальность, поэтому проверке внесенная информация не подлежит, но на всякий случай запомнить написанное нужно. Заполнение 5 и 6 графы при первом обращении в миграционную службу не требуется. Однако и оставлять их пустыми нельзя. Просто напишите слово «нет». Сведения в эти графы вносятся в случае уведомления о получении ВНЖ или при отказе от гражданства.

В отрывной части все, что вам требуется написать – это свои анкетные данные и адрес уведомляемого УФМС. Остальные сведения внесет сотрудник управления миграционной службы.

Оборотную часть уведомления, как правило, заполняет сотрудник миграционной службы. В ваши обязанности входит указание количества ксерокопий документов, обычно их 3 или 4 (2 копии вашего уведомления и по одной на ребенка и иждивенца). Не забудьте поставить свою подпись и написать инициалы. Остальная информация вносится во время подачи документа.

Порядок заполнения уведомлений на иждивенца и ребенка ничем не отличается от стандартного. Единственное отличие состоит в том, что в графе №2 необходимо ввести не паспортные данные, а реквизиты Свидетельства о рождении малыша (если у ребенка еще нет своего личного паспорта).

Куда и как подается документ? Возможно ли уведомление ФМС о получении нового статуса с помощью интернета?

Уведомление подается в региональное отделение УФМС, расположенное по месту регистрации уведомителя. Сделать это можно двумя способами:

  1. Во время личного приема в ФМС;
  2. По почте России. К сожалению, данной формой отправки россияне, проживающие за границей, воспользоваться не смогут.

Для отправки документа через почту уведомитель должен прийти лично, поскольку сотрудник почтового отделения должен провести сверку внесенных в уведомление сведений и удостовериться в личности лица, их предоставившего. Документ заполняется в двух экземплярах. За предоставленную услугу придется заплатить около 500 рублей, включая стоимость конверта и непосредственно самого отправления. Здесь же вы можете уточнить, через какой период ваше ценное письмо будет получено адресатом.

Также подать уведомление можно в отделение миграционной службы, размещенное по месту регистрации или фактического пребывания (в случае временной регистрации) соискателя лично. Найти адрес нужного УФМС можно на сайте организации. К тому же, там размещена специальная интерактивная карта, облегчающая поиск объекта.

К сожалению, возможности подачи уведомления через интернет нет, хотя в проекте закона оказание такой услуги предполагалось.

Какие документы необходимо предоставить вместе с уведомлением?

В случае с данным документом ситуация обстоит гораздо проще, чем с оформлением визы или заграничного паспорта. К уведомлению следует приложить ксерокопии от силы 2 или 3 документов, а именно:

  1. Национальный паспорт гражданина России;
  2. Документ, свидетельствующий о получении вами нового статуса (паспорт другого государства, ВНЖ и т.д.);

Если подается уведомление о получении второго паспорта несовершеннолетним лицом или недееспособным гражданином, находящемся на иждивении у соискателя, необходимо предоставить копии документов, подтверждающих родственную или законную связь между уведомителем и такими лицами. В качестве таких подтверждений выступают Свидетельство о рождении ребенка и документ, говорящий о наличии у уведомителя опекунских прав.

Удостоверение копий нотариусом и их перевод на русский язык не требуются.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение предписаний закона?

В соответствии с законом сообщить об оформлении второго паспорта следует в течение 2 месяцев. Нарушителям данной нормы может грозить назначение как административного, так и уголовного наказания. Основанием для назначения как первого, так и второго вида наказания является уклонение лица от уведомления органов миграционной службы о получении второго гражданства и несообщение об этом событии в установленный законодательством срок. Разница заключается лишь в том, выполнили ли вы свою обязанность самостоятельно, пускай даже и с пропуском срока, или же это произошло в принудительном порядке, после установления факта нарушения правоохранительными органами.

В первом случае с нарушителя взимается административный штраф в размере 500-1000 рублей. Такую же сумму придется заплатить за некорректное внесение данных в документы, поэтому, заполняя уведомление, следует быть предельно внимательным.

Если же уклонение от уведомления соответствующих органов о своем новом статусе выявили правоохранителя, от уголовного штрафа в размере 200 тысяч рублей можно отвертеться только в случае назначения альтернативного вида наказания в виде лишения заработной платы на год или обязательных работ в течение 400 часов. Это уже не говоря о тех последствиях, которые влечет за собой привлечение к уголовной ответственности и назначение наказания, которые, к тому же, могут неблагоприятно отразиться на возможностях выезда за границу в дальнейшем.

Ограничивает ли новый закон право граждан на получение второго паспорта?

Закон не ограничивает право граждан на вступление в гражданство иного государства, однако есть некоторые нюансы, касающиеся такой категории лиц, как государственные служащие или политики. Суть ограничения заключается в том, что данные граждане должны сделать выбор между вторым паспортом и занимаемой должностью. Те есть, по сути, запрета на второе гражданство для них нет, при условии соблюдения правил совместимости, установленных законодательством. Также на них распространяется действие нормы об обязательном уведомлении ФМС о факте получения второго гражданства в течение 60 дней.

В какой стране обладатель двух паспортов должен платить налоги?

Определение страны, в бюджет которой обладатель двойного гражданства должен производить налоговые отчисления, зависит от того где он постоянно работает и декларирует доходы. Там же производятся отчисления и в бюджет пенсионного фонда.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Марина Юрьевна
Высшее юридическое образование. Есть практический опыт работы в правоохранительных органах, в сфере гражданского права, в отрасли государственного заказа.
  • Публикаций: 515
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас