Главная / Новости / Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг - кто это?

В России появилась новая должность «уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг»


С 3 сентября 2018 года в России появилась новая должность «уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг». Ведение нового института в финансовом плане ляжет на плечи участников рынка, то есть на те организации, которые оказывают эти самые услуги населению.

Финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен​Еще в конце весны 2018 года Госдума приняла соответствующий федеральный закон № 123-ФЗ, а Совет Федерации его одобрил. Президент РФ подписал его 4 июня. Касается он создания новой должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Новая должность появилась не сразу. Вступление закона в силу произошло через 90 дней – 3 сентября. К этому времени финансовый омбудсмен уже был выбран. Информация о нем появилась в СМИ 24 августа. Первым уполномоченным назначили Юрия Воронина, который также является советником председателя ЦБ РФ. Как сообщают представители Банка России, на должность он был выбран неслучайно. Главными факторами решения стали следующие особенности:

  • независимость от политических, экономических и прочих интересов на российском рынке;
  • хорошие показатели работы и положительная репутация;
  • достойное образование и наличие опыта работы;
  • присутствие качеств настоящего управляющего.

Юрий Воронин вступает в должность 3 сентября. В его обязанности будет входить работа с гражданами относительно их имущественных интересов, затрагиваемых в результате получения услуг у финансовых организаций.

Цели и задачи

Собственно, сама должность финансового управляющего появилась неслучайно. Большое количество жалоб со стороны потребителей финансовых услуг создает большую нагрузку на органы судебной власти. Теперь часть этих вопросов будет решаться через омбудсмена. Речь идет о спорах на сумму не выше 500 тысяч рублей. Граждане, имеющие претензии к банкам или другим финансовым организациям, теперь должны будут обратиться за разрешением финансового конфликта сначала именно к омбудсмену, а не в суд. Сам процесс рассмотрения спора имеет определенные особенности:

  • конфликт должен решаться в обозначенные законом сроки – не больше 60 дней;
  • итогом решения спора при признании вины банка или иной организации является применение санкций и возмещение ущерба обратившемуся;
  • омбудсмен работает независимо от органов судебной власти, однако при отказе организации выполнять его требования уполномоченный может через суд получить исполнительный лист без рассмотрения дела.

Примечательно, что новый закон также предполагает введение финансовых уполномоченных, подчиняющихся главному финансовому уполномоченному. Последний будет курировать работу своих подчиненных, координировать их.

Финансовый омбудсмен уполномочен рассматривать обращения только обычных граждан. Если полученная услуга связана с ведением предпринимательской деятельности, то этот вопрос через уполномоченного решаться не будет.

Служба фин. уполномоченных

Закон устанавливает обязательность участия банков и страховых компаний в Службе финансовых уполномоченных. Вступить в нее некоторые финансовые организации могут и на добровольной основе. Реестр компаний, обязанных плотно сотрудничать с омбудсменом, будет устанавливаться ЦБ РФ. В него будут включены МФО, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, страховые компании.

Такая специфика работы позволит уполномоченному быстро разбираться в конфликтах, тесно сотрудничая с финансовыми организациями. Подобное взаимодействие на самом решении омбудсмена никак сказываться не будет – он будет независим от банков и иных кредитных компаний.

Поделитесь с друзьями: