Земельное право / Земельные вопросы / Межевание земельного участка бесплатно: новый закон 2024

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно?

Бесплатное межевание земельного участка – это возможность, которой не следует пренебрегать настоящим и будущим землевладельцам, так как с 2018 г. землей, не обладающей четко установленными границами, невозможно будет как-либо распорядиться.

Правовые аспекты вопроса межевания земли

межевание земельного участкаВ выполнении процедуры межевания земли заинтересованы все. Тот, кто хочет купить участок в собственность, нуждается в данных для регистрации собственности. Нельзя оформить договор аренды земли у муниципалитета без данных о границах участка. Действующий собственник не сможет решить спор с соседями или распорядиться землей без определения границ своих владений.

Воспользоваться законным правом на проведение бесплатного межевания можно, когда:

  1. Происходит выкуп земли или заключается договор аренды посредством участия в аукционе у муниципалитета. В этом случае межевание выполняется за государственный счет.
  2. Выполняются комплексные кадастровые работы. В таких случаях охватываются сразу большие территории (их называют кадастровыми кварталами). В процессе таких комплексных работ и выполняются индивидуальные межевания входящих в такие кварталы участков.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Воспользоваться своим правом осуществить межевание земельного участка в ходе проведения комплексных кадастровых работ граждане смогут до 2020 года, то есть пока действует федеральная программа. Если адрес собственника внесен в госреестр, то он информируется о сроках проведения земельных работ, их исполнителе и других важных сведениях. Информация может рассылаться адресно, либо размещаться в средствах массовой информации.

Если же собственник своевременно по любой причине не был проинформирован о проведении комплексных кадастровых работ, то он вправе обратиться в комиссию при муниципалитете по решению земельных вопросов. Такие комиссии создаются на время проведения комплексных работ. Кроме того, действия властей можно при наличии оснований обжаловать в судебном порядке или в административном. Сделать этого можно в течение 15 лет.

С одной стороны, межевание земельных участков – обязательная процедура, а с другой, у собственников возникает  вопрос – так ли это нужно им? Вопрос имеет только один ответ: обязательно. Нельзя будет после 2018 года ни продать, ни подарить, ни завещать землю, не имеющую кадастровых границ. Если у вас имеется возможность воспользоваться бесплатным межеванием, не упустите ее.

Плюсы и минусы межевания

Принять взвешенное решение в пользу межевания земли будет проще, если сравнить минусы и плюсы проведения этой процедуры. К положительным моментам относятся:

  1. Собственник получает на руки официальные документы, в которых отражены границы участка. В процессе обязательно оформляется согласие всех соседей с установленными границами.
  2. В дальнейшем собственник получает возможность совершать любые операции с принадлежащим ему участком.
  3. Оплата мероприятия выполняется муниципалитетом.

К недостаткам можно отнести:

  1. Длительный срок проведения работ (до 1,5 месяцев и более).
  2. Многие умышленно оттягивают время проведения межевания, так как законодательство меняется непрерывно.
  3. Если участок уже зарегистрирован в Росреестре, имеется план межевания, то у собственника  нет насущной необходимости в проведении межевания.
  4. Часто в процессе проведения работ по установлению границ участков допускаются ошибки, исправлять которые приходится самим владельцам земли путем длительных разбирательств, в том числе и судебных.

Как выполняется межевание

Все мероприятия в рамках установления границ земельных участков выполняются по Инструкции от 08.04.1996 г., утвержденной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Этой инструкции обязаны придерживаться все, кто проводит межевые работы, будь то физические или юридические лица.

Собственник участка земли, желающий выполнить кадастровое межевание земельного участка, должен пройти несколько стандартных этапов.

1.    Подписание договора

Договор на проведение межевых работ можно заключить с кадастровым инженером в муниципалитете, или же обратиться в частную фирму. Во втором случае работы будут выполнены на платной основе. Проводить межевание вправе коллектив из не менее 2 кадастровых инженеров, каждый из которых обязан предъявить соответствующий действующий квалификационный аттестат.

2.    Межевание

Эта работа выполняется только инженером. Со стороны заказчика требуются только документы, содействие в демонстрации участка и переговоры о согласовании границ с соседями. В целом, план межевых работ включает в себя:

  1. Изучение правоустанавливающей документации на землю.
  2. Создание проекта межевания участка.
  3. Информирование соседей о проводимых мероприятиях.
  4. Оформление акта согласования с соседями и уточнение всех границ.
  5. Геодезические работы.
  6. Установление площади.
  7. Изготовление плана с нанесением границ.
  8. Выдача заказчику пакета документации по межеванию.

Сроки проведения этих работ и их стоимость в каждом случае оговариваются индивидуально.

3.    Выдача плана межевания заказчику

Документация по межеванию включает в себя два раздела: текстовой и графический. В межевом плане обязательно имеются все произведенные геодезистами измерения, а также та информация, которая будет внесена в кадастр и сопутствующие документы. Кадастровый инженер, которому поручается выполнение заказа, несет полную ответственность за результат своей работы.

4.    Занесение сведений в госкадастр

Для постановки участка на кадастровый учет потребуются следующие документы:

  1. Заявление установленного образца.
  2. Паспорт собственника земли.
  3. План межевания в бумажном или электронном формате.

Оплачивать услугу постановки на кадастровый учет не нужно, она предоставляется бесплатно. По итогам будет выдана выписка из ЕГРН (вместо кадастрового паспорта), в которой будут указаны все важнейшие характеристики данного участка, его кадастровый номер, а также оценка.

4.    Регистрация права собственности

Для регистрации права собственности собственнику потребуются документы:

  1. Выписка из ЕГРН.
  2. Правоустанавливающий документ.
  3. СНИЛС.
  4. Паспорт.

Подать заявление можно через МФЦ, местное отделение Росреестра и портал госуслуг. Дополнительно потребуется заплатить госпошлину, которая составляет 350 руб. По итогам регистрации собственнику выдается выписка из ЕГРП, заменяющая выдаваемое ранее свидетельство.

Новое межевание земельного участка

Новый закон о земельном кадастре​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2017 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Суть нововведений 2017 года в том, что регистрационная процедура будет существенно упрощена. По сравнению с действовавшим ранее порядком зарегистрировать землю станет намного проще и быстрее. До этого момента кадастровый учет объектов недвижимости и их кадастровый учет выполнялись в виде двух отдельных операций. А между тем, зачастую собственники нуждаются в одновременном выполнении кадастрового учета и регистрации права собственности на землю. С появлением ЕГРН стало возможным одновременно подавать заявление на обе процедуры. Это и убыстряет процесс, и удешевляет его.

С 01.01.2017 г. право собственности на землю будет регистрироваться без оглядки на адрес проживания владельца. До сих пор можно было подать документы на регистрацию только по месту своего постоянного проживания (в пределах субъекта РФ). Иными словами, чтобы зарегистрировать право собственности на какой-либо объект в ином субъекте Федерации, владельцу нужно было лично приехать в другой населенный пункт. Теперь же это ограничение снято. Если собственник не имеет возможности лично приехать для выполнения стандартных регистрационных мероприятий, ему достаточно будет воспользоваться для этого услугами Почты России или порталом госуслуг.

Сегодня получить доступ к сети Интернет несопоставимо проще и дешевле, чем съездить в другой город и оплатить свое проживание там, на время регистрационных мероприятий. Да и в своем населенном пункте бывает крайне сложно выкроить время, чтобы уйти с работы и подать документы в МФЦ или территориальное отделение Росреестра. Новый закон облегчает процесс регистрации в первую очередь для самих граждан.

Принятый новый заказ о кадастре позволяет сократить время, в течение которого выполняется государственная регистрация земли, ведь заявителю достаточно подать только одно заявление. Все сведения из него переносятся в Росреестр, а на регистрацию права собственности потребуется срок не более 10 дней. Независимо от того, с каким именно запросом граждане намерены обратиться в госреестр, им потребуется приложить минимум усилий для получения результата.

Например, чтобы получить выписку о своем земельном участке, потребуется потратить не более 3 дней, тогда как ранее на эту же процедуру по нормативу отводилось не менее 5 дней. Но не только этим хороша упрощенная процедура. Мошенники, наживающиеся на сделках с землей, утратят прежние возможности. Право собственности окажется более защищенным, а с ним и все регистрационные данные будут защищены на самом современном уровне.

С момента, как 01.01.2017 г. вступил в силу новый закон, больше не будут выдаваться собственникам свидетельства, которые ранее подтверждали право собственности на недвижимость. Теперь таким подтверждением является новый документ: выписка из ЕГРН. Цель: отказаться от бумажного документооборота, переведя все в электронный формат. Пока за бумажными документами остается приоритет, но только за счет того, что для перехода на новую систему потребуется определенное время.

Правом осуществлять государственную регистрацию права собственности обладает только Росреестр. Ранее в его функции входила только регистрация сделок с недвижимостью, а за кадастровый учет полностью отвечала Кадастровая Палата. Теперь ее функции упразднены.

В зависимости от конкретной ситуации, собственник сможет провести одновременную государственную регистрацию права собственности и кадастровый учет или по отдельности. По отдельности это требуется в следующих ситуациях:

  1. Объект недвижимости претерпел изменения (был поделен или объединен с другим объектом).
  2. Право собственности перешло от одного лица к другому.
  3. Объект недвижимости прекратил свое существование.
  4. Государственные органы разрешили создание нового объекта недвижимости.

Одновременная регистрация и кадастровый учет будут выполняться, когда:

  1. Создается или прекращается новый объект недвижимости.
  2. Создается или прекращается часть объекта с неким обременением, либо с ограничением права собственности.

В процессе регистрации нового объекта недвижимости (нового земельного участка), подать заявление в Росреестр может не только собственник, но и уполномоченное лицо государственного органа власти. Теперь подкрепить заявление можно документами не только в традиционном бумажном формате, но и в электронном виде.

С принятием нового закона все процедуры, в том числе межевание земельного участка, перестанут быть обременительными и протяженными во времени.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Евгения Александровна
Юрист, бухгалтер. Любимые темы: кредитование, законодательство и право, бухгалтерия и финансы.
  • Публикаций: 189
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас