Использование земель запаса допускается при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. Они относятся к особой категории угодий, назначение которых изначально не установлено.
Что относится к такой площади и её виды
Земля запаса – это территории, право распоряжения, которыми принадлежит государству или муниципальным властным органам, за исключением площадей, входящих в фонд перераспределения для с/х целей.
Статьей 96 ЗК РФ устанавливается запрет на передачу такого вида земли нанимателям или собственникам из-за отсутствия её предназначения до того времени, когда будет произведена их передача в другую земельную группу.
В соответствии со ст.45 ЗК РФ существует возможность осуществлять на такой площади землеустроительные и кадастровые работы, геодезические изыскания и иные мероприятия по исследованию такой местности.
Образование земель запаса производится из площадей, которые в установленном режиме выводились из оборота. К ним относятся:
- Угодья с/х назначения, пользование которых приостановлено в виду утраты их плодородия, а также из-за отсутствия необходимости в использовании;
- Земли лесного фонда, пользование которых невозможно либо они зарезервированы для строительства крупных промышленных объектов;
- Площади, на которых располагаются естественные водоемы, неиспользуемые из-за их непригодности.
Территории земель запаса делятся на три основных вида:
- Федеральные, если на них находятся объекты государственного значения;
- Субъектов РФ, входят участки расположенные в границах муниципальных образований;
- Муниципалитетов, в них входят оставшиеся территории.
Использование этих участков может осуществляться, когда возникает особая необходимость, а сами площади переданы в другую категорию на основании действующих норм права.
Правовой режим
Площади из земель запаса не предоставляются компаниям и физическим лицам, так как запрещается их фактическая эксплуатация до смены их категории и предоставления заинтересованным лицам для осуществления хозяйствования. При этом они не являются бесхозными наделами, так как они прошли государственный учет и на них существует кадастровая документация, содержащая все необходимые экономические, правовые и хозяйственные характеристики. Кроме того, они защищены законом от присвоения и иных посягательств, несогласованных с уполномоченными органами власти.
Такие земли имеют резервное значение, но могут включаться в структуры различных фондов.
Положениями статьи 60 ЗК РФ местные администрации наделяются полномочиями для предоставления гражданам, не являющимся членами колхозных образований и не работающими на сельхозпредприятиях, участками из земель запаса с целью организации фермерских хозяйств.
При перераспределении территории они могут передаваться на основании итогов конкурса или нанимателю с правом дальнейшего выкупа. Те объекты, которые не были распределены по различным обстоятельствам, могут передаваться в бесплатное пользование или продаваться по кадастровой цене.
Вся деятельность фондов, которым поступает такая земля, контролируется местными муниципалитетами, которые не теряют своих правомочий, пока угодья не будут переведены в другую группу и представлены заинтересованным субъектам для их дальнейшей реализации.
Правила использования
Учитывая, что земли запаса входят в особую группу территорий, для их эксплуатации потребуется придерживаться определенных принципов, запрещающих или разрешающих пользование такого вида ресурсов.
Например, разрешается использовать такие участки без перевода их в другой тип в ситуации, если:
- Площадь не входит в территорию закрытого образования, а располагающиеся на нем природные ресурсы могут свободно использоваться людьми в личных интересах. Это может быть рыбалка или сбор ягод и грибов;
- Использование территории в целях охоты или прогона домашнего скота к месту еговыпаса без осуществления остановки на нем;
- Заготовка сухостоя на территории без проведения вырубки лесных насаждений, если он будет использован для отопления индивидуального жилища и не связан с получением дохода.
В других случаях, эксплуатация земель запаса требует их перевода в другую группу, а их незаконное использование преследуется по закону.
Перевод в другую категорию
Процедура занимает большой промежуток времени и достаточно трудоемка, по его результатам выдается разрешение федерального или муниципального властного органа. После того, как он сменит свое предназначение, он может быть использован только в соответствии с ним.
Перевод земель возможен в случаях, прямо устанавливаемых законодательством. К ним относятся
- Необходимость создания объектов с особым режимом использования и охраны. Это могут быть заповедные зоны, природные парки;
- Потребность изменения границ регионов или муниципальных образований;
- Нуждаемость земель в консервации в виду их износа. Это касается снижения плодородия с/х площадей:
- Важность строительства объектов инфраструктуры, культурного и бытового назначения. К ним относятся: сооружение ресурсоснабжающих предприятий, образовательных и медицинских учреждений, дорог и мостов и другое;
- Реализация мер по безопасности государственных границ (возведение сооружений оборонительного назначения или военных объединений);
- Разработка залежей природных ресурсов с дальнейшим развертыванием их добычи.
Это полный список оснований для смены категорий, внесение изменений в него возможно только в законодательном порядке.
Порядок перемещения земель в иную целевую группу регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую».
Последовательность совершаемых операций будет следующая:
- Подготовить прошение. В нем необходимо изложить необходимые сведения:
- Номер участка в кадастре;
- Текущая и желаемая категорийность площади;
- Цели и аргументы, подтверждающие возможность изменения назначения.
- Собрать необходимую документацию:
- Гражданский паспорт заявителя;
- Выписку из ЕГРП и государственного кадастра;
- Экспертное заключение экологической инспекции России.
- Подать пакет документов в соответствующую инстанцию в зависимости от принадлежности собственнику. Если это государство – прошение представляется в Правительство РФ, у субъекта – региональный исполнительный орган, у муниципалитета – местная соответствующая служба.
- По результатам проведенной проверки принимается решение о присвоении заявляемой категории либо об отказе в переводе. При положительном решении оформляется Постановление соответствующей организации с обязательным установлением новшества в правоустанавливающей документации. Отказ оформляется актом.
ВНИМАНИЕ! Отказ в изменении категории может быть обжалован заявителем в судебном порядке!
Основания для отказа
Отрицательный ответ может быть получен в следующих ситуациях:
- Когда заявитель является ненадлежащим лицом, которое может обращаться с такой просьбой.
- Если представленный пакет документов не соответствует требованиям, установленных законодательством.
Земли запаса представляют особый объект в сфере земельных правоотношений, так как до изменения своего назначения не могут использоваться, а также передаваться в личное владение заинтересованным лицам. Но, в ситуациях когда перевод совершен, территория может эксплуатироваться в соответствии со своим предназначением.