Просрочки и некоторые другие серьезные нарушения условий кредитного договора влекут начисление неустойки в виде штрафа и (или) пени. Условия подобного рода начислений, как и другие параметры кредита, определяются в кредитном договоре. Однако же вопросы об отмене или уменьшении неустойки соглашением сторон не регулируются. Они решаются в частном порядке между заемщиком и банком либо отдаются на усмотрение суда, если кредитное дело доходит до судебного рассмотрения. Далее мы подробно рассмотрим, как написать заявление в банк об отмене штрафов и пени.
Несмотря на то, что многие заемщики-должники даже потенциально не рассматривают вероятность отказа банка от начисленной неустойки, обращение в кредитное учреждение по этому поводу не помешает:
- Шанс, что банк пойдет на исключение из задолженности штрафов и пени, есть всегда. Не стоит его недооценивать. В любом случае заемщик ничего не теряет, а выиграть может многое.
- Если грамотно составить заявление в банк об отмене штрафов и пени, обозначить в нем весомые причины нарушения кредитного договора, обосновать их и подтвердить, показать серьезность своих намерений далее не допускать просрочек или погасить основной долг в кратчайшие сроки – это может существенно повлиять на принятие банком положительного решения.
Инструкция: как написать заявление в банк об отмене штрафов и пени
Перед обращением в банк необходимо:
- уточнить точную сумму начисленных штрафов и пени, а также основания начисления каждой из сумм;
- проверить, соответствует ли порядок и расчет неустойки требованиям закона и условиям кредитного договора.
Если действия банка правомерны, то есть со стороны заемщика действительно есть нарушения, они являются основанием для начисления штрафов и пени, а их размеры соответствуют параметрам, предусмотренным договором, то обращение в банк примет форму простого письменного заявления с просьбой отменить начисленное.
Если же действия банка незаконны, например, размер штрафов и пени не соответствует условиям договора, или допущенное заемщиком нарушение не указано в договоре в качестве основания для начисления неустойки и не вытекает из положений закона, то в этом случае речь должна идти о подготовке претензии. В отличие от простого заявления, претензия всегда содержит определенное финансовое требование. При незаконности действий банка, связанных с начислением неустойки, заемщик вправе потребовать исключить незаконно начисленные штрафы и (или) пени из суммы долга, а если уже произошло их списание – потребовать вернуть заемщику, в том числе путем направления в счет погашения основного долга.
И заявление, и претензия имеют примерно схожее содержание. Различаются названия документов и их резолютивные части: при заявлении будет просьба, в случае направления претензии – требование с указанием на допущенные банком нарушения договора и закона.
Среди общих правил подготовки заявления:
- Если у банка предусмотрены специальные формы для обращений, лучше воспользоваться ими. Но можно и просто подготовить документ самостоятельно на обычном листе бумаги.
- Обращение пишется на имя руководителя банковского отделения, в котором был оформлен кредит. В шапке также указываются наименование банка, его адрес и данные заявителя (ФИО, контактная информация).
- В теле заявления необходимо:
- описать кратко ситуацию – причину обращения;
- указать номер, дату кредитного договора;
- указать нарушение, которое послужило основанием для начисления неустойки, например, просрочку;
- сформулировать и обосновать причины допущения нарушения – крайне важно, чтобы они были серьезными и уважительными (болезнь, увольнение, смерть кормильца семьи и т.п.);
- подчеркнуть, что вы намерены добросовестно исполнять свои обязанности по кредиту.
- В завершение документа формулируется просьба – отменить начисленные штрафы и (или) пени. Ставятся дата и подпись.
Заявление можно представить лично, обязательно оставив себе копию с отметкой банка о принятии документа, или направить по почте с уведомлением. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уважительный и серьезный характер причин, повлекших нарушение кредитного договора. Примерные сроки рассмотрения составляют 10-30 дней. Банк должен предоставить письменный ответ.