Случаи, когда с банковской карты пропадают деньги, к сожалению, происходят достаточно часто. При этом карта во время такого несанкционированного снятия может «тихо и спокойно» лежать в кошельке владельца. Вернуть деньги можно, только если соблюдать все правила и требования банка и платежных систем. Итак, что же делать, если украли деньги с карты?
Как могут украсть деньги с карты
Единственный вариант, при котором возникает минимум вопросов со стороны клиента, это кража самой карты. Но злоумышленники смогут ею быстро воспользоваться только, если вместе с картой получат информацию о пин-коде. Чаще всего это случается по вине владельца карты, который пишет код на карте или на бумажке и хранит в кошельке.
Намного больше вопросов возникает, если карта, во время несанкционированного снятия средств, была у владельца. О такой операции клиент банка обычно узнает посредством SMS, при получении выписки или попытке снять средства, которых на карте уже нет.
Причины пропажи денег могут быть самые разные, в том числе:
- снятие денег третьими лицами, которые могли иметь доступ к карте (родственники, коллеги и т.д.);
- транзакция в интернете, как результат того, что владелец в сети оставил данные карты;
- снятие средств после пользованием банкоматом, на котором установлено устройство для скимминга и т.д.
Полный перечень, наверное, привести невозможно, так как злоумышленники придумывают все новые и новые способы кражи денег с карт.
Что делать, если мошенники украли деньги с карты?
В первую очередь, необходимо связаться с банком и сообщить о факте кражи, а также обязательно заблокировать карту. Если владельцу повезло и деньги сняли не все, то этим действием будет спасен остаток.
После этого нужно идти в банк и разбираться, куда же ушли деньги и кто в этом виноват.
Прежде чем отправиться в отделение банка, лучше провести собственное расследование среди родственников и знакомых, у которых мог быть доступ к карточке. Это может сэкономить не только время, но и деньги. Дело в том, что банки списывают с клиента комиссию, если выяснилось, что деньги просто снял кто-то из окружения владельца карты по его же невнимательности. Причем эта комиссия немаленькая – около 1500 рублей.
Если есть уверенность, что картой воспользовались совершенно посторонние люди, необходимо написать заявление о несанкционированной транзакции. Обычно банки распечатывают клиенту специальный бланк, куда необходимо внести информацию о спорной операции. После заполнения заявления стоит убедиться, что его зарегистрировали и приняли в работу, а также взять копию бумаги с отметкой банка.
После этого остается ждать. Расследование может длиться несколько месяцев. Граничный срок, который устанавливают платежные системы, – 180 дней. Банк должен сообщить о результате расследования в письменном виде.
Несмотря на то, что, согласно законодательства, у клиента «презумпция невиновности» и обратное обязан доказывать банк, владельцу карты лучше предоставить максимум документальных подтверждений, что он не мог выполнить эту операцию. Например, если списание произошло в другой стране, стоит предоставить в банк загранпаспорт, где будут отсутствовать отметки о пересечении границы.
Если же банк примет решение, что клиент никаким образом не причастен к краже средств и не произошло по его неосторожности, то деньги вернут на карту.
В случае, когда этот же клиент через какое-то время повторно обратится с заявлением о спорной транзакции, его будут рассматривать очень пристально.
При отрицательном для клиента результате расследования, единственный вариант получить свои деньги – обратиться в суд. Такие иски обычно базируются на основании утверждения, что клиенту предоставили некачественную и небезопасную услугу. Банк обязан информировать клиентов о всех возможных рисках кражи денежных средств. На практике это происходит далеко не всегда. Карты могут выдаваться на месте работы, отправляться по почте и т.д. Если клиент не поставил свою подпись на бумаге, где сказано, что он ознакомлен со всеми правилами безопасности, есть большая вероятность, что суд примет решение не в пользу эмитента.
Для правильного составления иска, который будет подкреплен ссылками на законодательство, лучше обратиться к юристу. Например, всегда используют ссылку на Письмо Центрального банка РФ от 07 декабря 2007 г № 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании». Документ содержит информацию о возможных способах мошенничества с картами и о том, что банк обязан с ней ознакомить держателя карты.
Правила безопасности
Даже если банк вернет неправомерно снятые средства, это потребует немало временных затрат. Владелец должен сам соблюдать меры безопасности, которые помогут сохранить средства.
- Снятие наличных в банкомате невозможно совершать без пин-кода. Поэтому категорически нельзя писать его на самой карте, а также в доступном для злоумышленников месте. Самая распространенная ошибка – написать код на бумажке и положить ее в кошелек. Также не стоит сохранять код в явном виде в памяти мобильного телефона. Если банк предоставляет возможность установления пин-кода владельцем карты, это не должны быть цифры, которые тем или иным образом связаны с ним и могут быть легко подобраны.
- Не стоит писать данные карты в интернете. Даже если есть необходимость сообщить кому-либо ее номер, категорически нельзя говорить срок действия и, тем более, CVV-код.
- Опасно сообщать кодовую информацию кому-либо. Если поступил звонок с просьбой ее уточнить – это не может быть банк.
- Опасно входить в систему интернет-банкинга с компьютера, к которому многие имеют доступ.
- Снимать деньги лучше в банкомате, который находится непосредственно возле или в самом отделении банка. В любом случае стоит его внимательно осмотреть на наличие посторонних устройств.
- Одним из «помощников» для обеспечения сохранности средств на карте является SMS-оповещение. Информация приходит на телефон владельца карты не только по факту операции, но и после попытки подобрать пин-код. Это позволяет быстро среагировать на действия злоумышленников и заблокировать карту. Даже если такая услуга в банке платная, не стоит от нее отказываться.