Регистрация договоров дарения недвижимости в 2017 году в России была упразднена. Но для вступления дарственной в юридическую силу необходимо переоформить права собственности от дарителя в пользу одаряемого. За совершение регистрационных действий в отношении недвижимости в России отвечает Росреестр.
Как производится регистрация дарственной
Дарственная представляет собой гражданско-правовую сделку, которая предполагает отчуждение прав собственности на квартиру или иную недвижимость от дарителя в пользу одаряемого на безвозмедной основе. В рамках договора дарения происходит смена собственника. Информация об этом факте должна быть внесена в специальный реестр недвижимости.
Сама дарственная должна быть оформлена в простой незаверенной письменной форме (так как в сделке затрагивается дорогостоящее имущество, устная договоренность не допускается). Ее нотариальное заверение необязательно и производится по желанию сторон. Благодаря удостоверению сделки нотариусом она приобретает большую юридическую силу, и шансы на оспаривание такого договора третьими лицами будут минимальны.
Сам договор дарения не подлежит госрегистрации. Такое требование было отменено в 2013 году. Но дарственная потребуется при закреплении за одаряемым статуса нового собственника недвижимости.
Права собственности на объекты недвижимости регистрируются в соответствии с 218-ФЗ. Процедура переоформления недвижимости по дарственной предполагает прохождение следующих этапов:
- Даритель и одаряемый передают через отделение Росреестра или МФЦ установленный комплект документов. Возможна также дистанционная передача сведений через интернет (на портале Росреестра или через госуслуги), но для этого потребуется ЭЦП.
- Документы проверяются ведомством на юридическую чистоту, наличие несоответствий и полноту. На основании проведенного анализа выносится решение о госрегистрации или отказе.
- При положительном решении отметка о смене правообладателя вносится в единую базу ЕГРН. В настоящее время данный реестр объединил кадастровые сведения о недвижимости и информацию о ее собственниках.
- Одаряемый получает на руки выписку из ЕГРН, подтверждающую его правовой статус. Выдача свидетельств о собственности не производится.
Какие документы требуются при регистрации
Для прохождения переоформления собственности независимо от места подачи сведений (в Росреестре или МФЦ) потребуются следующие документы:
- паспорта от дарителя и одаряемого;
- доверенность на представление интересов – если документы передаются через уполномоченного представителя;
- правоутверждающие и правоустанавливающие документы от дарителя: к первой группе относится выписка из ЕРГН/ЕГРП/свидетельство о собственности, ко второй – устанавливающие полномочия на объект недвижимости дарителя: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве, приватизации и пр.;
- дарственная в 3-х экз.;
- заявления о внесении изменений в ЕГРН по установленной форме: от дарителя об отчуждении прав собственности, дарителя – о вступлении;
- заверенное у нотариуса письменное согласие супруги (а) дарителя на сделку;
- квитанция с оплаченной госпошлиной (необязательно).
Сроки и стоимость
С 2017 года сроки регистрации прав собственности на недвижимость были максимально сокращены. На оказание этой госуслуги по закону отводится не более 7 дней. Сроки могут быть продлены из-за представления неполного комплекта документов и для уточнения предоставленной информации. Если документы на госрегистрацию передаются через МФЦ, то предельные сроки увеличиваются на два дня из-за необходимости курьерской доставки документации в Росреестр.
Внесение правок в ЕГРН облагается госпошлиной. Ее размер единый для всей территории страны и прописан в налоговом законодательстве. Госпошлина не зависит от оценочной стоимости недвижимости и составляет 2000 рублей для частных лиц и 22000 руб. при участии в сделке юрлица. Неуплата госпошлины в течение 5 дней после передачи документов в Росреестр служит основанием для отказа в госрегистрации.
Оплатить госпошлину может любая из сторон, но обычно эти расходы ложатся на одаряемого как выгодоприобретателя по сделке.