Подготовка и направление в микрофинансовую организацию претензии – способ досудебного предъявления требований к МФО и урегулирования спора. Учитывая характер деятельности МФО, основная доля претензий со стороны заемщиков приходится на разногласия, связанные с вопросами погашения микрозайма и задолженности, начисления процентов и неустойки, а также безакцептного списания денежных средств в счет погашения долга с карты или счета клиента, прикрепленного к ссудному счету (аккаунту на сайте онлайн-займов МФО).
Как написать претензию в МФО?
Порядок предъявления претензий МФО регулируется ГК РФ, условиями договора микрозайма, заключенного с конкретным заемщиком, и правилами предоставления микрозаймов, действующими в каждой микрофинансовой организации. В большинстве случаев приходится обращаться к общим нормам гражданского законодательства о претензионном порядке урегулирования споров. И этого, как правило, бывает достаточно.
Претензия составляется в простой письменной форме. По своему содержанию она напоминает заявление в суд, но здесь нет таких же строгих рамок, как у иска. Главное отразить:
- Кому именно направляется претензия – наименование, адрес и другие известные контакты МФО.
- От кого и (или) в защиту чьих интересов направляется претензия – ФИО, актуальный адрес местожительства (регистрации), телефон и другие контакты для связи.
- Поводы и основания обращения – договор (номер, базовые условия), описание нарушений со стороны МФО со ссылками на нормативно-правовые акты (конкретные статьи) и условия договора микрозайма.
- Денежные требования и их расчет, если речь идет, например, о требовании вернуть определенную сумму. Но можно сделать, если это допустимо, и несколько проще – указать на незаконность начислений, удержаний или их некорректность, потребовать сделать перерасчет и вернуть излишне уплаченную (удержанную) сумму.
- Все свои требования в конкретном и кратком виде в завершение претензии.
- Срок рассмотрения претензии. Если иное не предусмотрено условиями микрозайма и правилами МФО, стандартный срок составляет 7 дней. Его можно увеличить, если очевидно, что установленного периода времени будет недостаточно для рассмотрения вопроса. Многие определяют срок в 10-20 дней – это в любом случае будет признано разумным сроком.
- Дату составления претензии.
Претензия может содержать не только какие-то требования, но и определенные предложения МФО, которые требуют согласования, в частности:
- предложение о пересмотре условий договора микрозайма в части увеличения срока, суммы, изменения графика и т.п.;
- претензия в МФО о снижении процентов, неустойки (пени, штрафа);
- варианты урегулирования вопроса возникшей просрочки и задолженности, в том числе реструктуризация долга;
- просьба о расторжении договора микрозайма с обоснованием причин и оснований.
Чтобы претензия не оказалась простой формальностью, целесообразно более подробно останавливаться на обосновании своей позиции. Если просто указать на нарушения, высказать свои предложения – это вряд ли даст большой эффект. Можно использовать судебную практику по аналогичным случаям, расписать последствия незаконных действия МФО. Содержание претензии должно быть логичным и подводить к определенным выводам, за которыми следуют требования или просьбы.
Посмотреть образец или заказать составление претензии в МФО вы можете у наших юристов.
Как ответить на претензию МФО?
Претензионный порядок направлен на урегулирование спора без привлечения суда. Поэтому нередко сторонам приходится обмениваться несколькими претензиями, чтобы в результате прийти к соглашению.
Исходя из ситуации возможны:
- Подготовка заемщиком встречной претензии – ответа на претензию МФО с изложением своего видения ситуации и одновременным предъявлениям своих требований или формулированием предложений.
- Подготовка только ответа на претензию, в котором нужно отразить свое согласие или не согласие с требованием МФО.
Направление заемщику претензии, как правило, всегда связано с просрочкой или образованием уже серьезной задолженности – требования носят денежный характер. Отвечать или нет на такую претензию – право заемщика. Санкций за отказ выполнить требование или отсутствие ответа не предусмотрено. Просто далее МФО, скорее всего, обратится к коллекторам или в суд.
Если вы намерены подготовить встречную претензию, то потребуется не только отразить свое несогласие с позицией и требованиям МФО, но и аргументировать свою позицию и требования или предложения по урегулированию проблемы.
Какой бы ответ вы не планировали дать, или какие бы требования/предложения не хотели бы выдвинуть, взвесьте все за и против.
Претензии и даже простая переписка с МФО носят официальный характер. Они могут быть предъявлены в суде и использованы не в вашу пользу. Во избежание проблем покажите подготовленный документ юристу – это поможет избежать ошибок и негативных последствий.